Статья посвящена обзору поморских крестов, обнаруженных на Кандалакшском, Терском и Зимнем берегах во время работ Морской Арктической комплексной экспедиции в 1999–2000 гг. Авторами также проведен анализ функций креста в культуре поморов Русского Севера. Статья размещена с разрешения авторов.
Филин П.А, Фризин Н.Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера //Ставрографический сборник /Изд. совет PПЦ; Фед. арх. служба России; РГАДА. – М., 2001. – Кн. 1. – С. 166–198.
Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера
[166]
Деревянным монументальным крестам Русского Севера посвящено достаточно большое число статей и исследований1. В литературе неоднократно поднимались вопросы о функции, назначении и роли креста в культуре поморов, были сделаны попытки классификации этого вида памятников. Тем не менее, исследователями не уделялось должного внимания проблеме взаимоотношения креста и поморских промыслов, хотя сам факт этой связи констатировался неоднократно. В связи с этим, цель работы: 1) выявить связь между промысловым характером поморской культуры и, традицией установления деревянных крестов; 2) установить роль и функции креста в границах промысловой культуры.
Наша рабочая гипотеза заключается в том, что именно в рамках промысловой культуры традиция возведения монументальных крестов могла получить наибольшее развитие и просуществовать до наших дней.
В данной статье рассматриваются деревянные не могильные кресты, поставленные на берегах Белого и Баренцева морей, в прибрежных поморских селах и, частично, во внутренних районах Поморья.
Статья написана по результатам работ Морской арктической комплексной экспедиции (начальник МАКЭ — П. В. Боярский) на Терском, Зимнем и Кандалакшском берегах Белого моря в 1999–2000 гг.; также учитывался [167] богатейший материал, собранный МАКЭ на островах и архипелагах Северного Ледовитого океана.
Работа состоит из трех частей: первая посвящена теоретическим проблемам, связанным с традицией установки крестов, вторая — этнографическому анализу полевого материала, третья представляет собой описание обследованных в ходе полевых исследований крестов.
1. Взаимосвязь креста и промыслов в культуре поморов
Поморская культура, являясь частью русской культуры, как известно, формировалась в особых природных условиях, которые почти не позволяли заниматься земледелием. Основой жизни поморов был лов рыбы и бой морского зверя. Среди промыслов значились также ловля жемчуга и заготовка сена на пожнях. Как вид промыслов рассматривались и торговые каботажные плавания поморов, в том числе и в «Норвегу». Помор, исходя из мировоззренческой позиции «промысла Божьего» любой труд рассматривал как промысел. (Кстати, на этом основании, а не только потому, что основой жизни поморов был лов рыбы и т. д., можно говорить о промысловом характере рассматриваемой культуры.)
Труд поморов, промысел, являясь богоугодным делом, должен был быть освящен. Во многом, это было причиной того, что промысловой деятельности поморов везде сопутствовал важнейший символ христианства — крест.
Кроме того, результаты промыслов были очень непостоянными, как говорится, «то густо, то пусто». Они почти не зависели от самих поморов и определялись «Божьим промыслом». В таких неопределенных условиях было естественным желание обратиться за помощью к Богу. Одной из форм такого обращения могла быть установка креста. Его чудесное действие становилось как бы залогом успеха на промысле. Примечательно в этом плане соотношение понятий «крестовый» — «богатый» в среде поморов. В Кандалакше один из коренных рыбаков объяснил нам, что топонимы типа «Крестовый мыс», «тоня Крестовая» и т. д. — это не обозначение места, где есть кресты, хотя они там и могли быть, а свидетельство того, что эти места богаты в промысловом отношении.
О том, что кресты имели непосредственное отношение к промысловой деятельности поморов, говорит тот факт, что большинство из них установлены в местах промыслов или связаны с событиями, происшедшими на промыслах.
Для лучшего уяснения проблемы нами была проведена классификация деревянных «промысловых» крестов на основе пространственно-хозяйственного фактора — кресты, поставленные в местах промысла и безотносительно к ним.
1. Кресты в местах промысла:
а) кресты на тонях;
б) кресты на становищах;
[168]
в) кресты на прочих местах промыслов.
2. Кресты, поставленные безотносительно к местам промысла:
Кресты на тоняха) кресты, поставленные по случаю экстраординарных событий, связанных с промысловой деятельностью поморов;
б) кресты в местах, считавшихся вехами в маршрутах поморов;
в) кресты в поморских селах.
До установления советской власти в Поморье деревянный крест являлся необходимым атрибутом каждой тони. Что бы точнее понять причины появления и значение креста на тоне, следует подробнее рассмотреть, что представляли собой поморские тони.
Тоней называли определенный участок водоема с побережьем, приспособленный для ловли рыбы или боя морского зверя. На тонях ставились избы, амбары для хранения сетей и провизии, ледники, в которых держали рыбу, другие сооружения. Каждый промысловый сезон жители прибрежных сел (в особенности, Терского) покидали свои дома и переселялись на все лето на тони. При этом брали и детей, и домашний скот, а рядом с избами заводили небольшие огороды. До недавнего времени, все побережье Белого моря было поделено на промысловые участки, которые имели четко определенных и постоянных владельцев в лице сельской общины, монастыря, отдельного человека. За отсутствием хлебопашества, тони заменяли местному населению земельные наделы.
Из этой краткой характеристики видно, что тони играли значительную роль в жизни поморов. Именно поэтому участки нуждались в Божественной защите, а сам промысел и промышленники в Божественной помощи. Наиболее важная функция «тоневых» крестов — охранительная2. В своем раскрытии она имела несколько пластов. Во-первых, крест «маркировал» освоенное пространство — тоню и освящал его. Тем самым тоня становилась «своей» территорией, обжитой и принадлежащей христианскому миру. Здесь уже на все «воля Божья» и какие-то чужие, неведомые силы не имели значения. Во-вторых, в среде поморов были широко распространены элементы промысловой магии. Многие обряды, имевшие в своем основании языческое мировоззрение, были направлены на то, что бы «отбить» рыбу у более удачливого соседа. К примеру, считалось, что если рыбак, у которого рыба не идет, унесет незаметно с уловистой тони горсть песка, или кибасок (поплавок) с сети, хорошая тоня «испортится» а у неудачника начнется лов3. Для [169] нейтрализации таких действий и вообще «лихих помыслов» мог служить крест.
Второстепенной была памятная функция крестов на тонях. На большинстве осмотренных нами тоневых крестов не было светских надписей. Только на трех из них был указан год, и на одном значилась надпись «СММ работали 1936». Не исключено, что эта надпись появилась гораздо позднее времени установки креста.
Следует отметить, что на тоне ставился обычно только один крест, так как для осуществления охранительной функции было вполне достаточно одного. Появление второго креста рядом с тоней могло быть связано только с какими-то экстраординарными событиями — крушением судна в этом районе, выходом на берег промышленников с торосового зверобойного промысла и т. д.
Особняком в этом отношении стояли Соловецкие тони. На них могло располагаться сразу несколько крестов (например, тоня Овсянка). Это было связано с тем, что здесь кресты имели несколько иные функции. Соловецкие острова сами по себе являлись сакральным, священным местом. Поэтому охранительная функция «тоневого» креста автоматически «снималась». На первый план выдвигалась функция памятная или обетная.
Кресты на становищах
Становища отличались от тоней тем, что обычно они не имели постоянных владельцев и там могли ловить рыбу и бить морского зверя промышленники из любых уголков Поморья. Пример тому становища на Мурмане, а также на арктических архипелагах Новая Земля, Шпицберген, Колгуев, Матвеев, Вайгач и др.
На становищах чаще всего можно было видеть сразу несколько крестов. Исходя из того, что на многих из них ставились надписи с указанием дат и имен промышленников, можно сделать вывод, что большинство из них помимо религиозных функций, несли еще и памятную. Поморы путем установления креста как бы «отмечались» на становище, отсылая в будущее (а возможно, и Богу) информацию о своем промысле. На Мурман, Новую Землю и в другие отдаленные арктические районы поморам было гораздо труднее добираться, чем на беломорские тони. Одно только успешное попадание в эти места было удачей, за которую следовало благодарить Бога. У поморов была поговорка: «Кто в море не ходил, тот Богу не молился». Постоянные опасности, тяжелые условия жизни и промысла, суровая природа Арктики способствовали особому напряжению религиозного чувства и непрерывной потребности обращаться к Богу с молитвой о помощи и защите. Крест был материальным воплощением этого чувства. Если русская икона считается «умозрением в красках» и древней формой богословия, то и изготовление и установку креста можно назвать зримым воплощением молитвы, формой общения с Богом. Вновь прибывшие на становище поморы молили Бога о помощи, и становище украшалось еще одним крестом.
[170]
Нередким явлением на становищах были могильные кресты. Погибших во время зимовки или в ходе промысла поморов хоронили недалеко от становой избы, водружая на могилах деревянные кресты.
Кресты на прочих местах промыслов
Известен факт установления креста на месте добычи жемчуга. Таковым являлся крест ловцов жемчуга на реке Варзуге. Широко распространенной традицией были кресты на пожнях. По своей функции они были охранительными.
Кресты, поставленные по случаю экстраординарных событий
К таким экстраординарным событиям можно отнести крушение судна, неожиданную остановку в пути из-за шторма или отсутствия ветра и т. д. «...По общему обыкновению российских мореходцев, которые, когда в каком месте долго задержаны бывают противными ветрами, из набожности, для испрошения себе попутного ветра делают кресты и вкапывают оные в землю...» писал в 1804 г. Н. Я. Озерецковский4. В принципе, такие кресты могли появиться практически в любом месте на берегах «Студеного моря».
Кресты в местах, считавшихся вехами в маршрутах поморов
На Белом и Баренцевом морях существовали определенные места, где одновременно и рядом располагалось множество крестов. Эти места считались определенными вехами в промысловых маршрутах поморов. На Новой Земле одним из таких мест считался Костин Нос. Известный мореплаватель Ф. П. Литке писал: «С достижением Костиного Шара важнейшее препятствие преодолено и сделан первый шаг к настоящей цели; это событие каждый промышленник увековечивает крестом, присовокупляемых к числу прежних и оттого на Костином Носе этих знамений богобоязненности наших мореходов более чем в каком другом месте Новой Земли»5.
К числу таких мест можно причислить остров Моржовец, который в старину был также заставлен крестами. Находясь в горле Белого моря, он являлся естественным этапным пунктом. Здесь останавливались промышленники шедшие на Мурман, Новую Землю, Шпицберген или возвращавшиеся обратно.
Чрезвычайно важным пунктом, куда заходили отправлявшиеся на далекие и опасные промыслы поморы были Соловецкие острова. Там по большей части устанавливались обетные кресты.
[171]
Кресты в поморских селах
Многие кресты около домов в поморских селах были поставлены по обету либо до отправления на промыслы либо по возвращению. Зафиксирован случай перевоза креста с места промысла в деревню. Из рассказа потомственного помора Семена Виссарионовича Маслова: «...Фома Степанович Маслов ловил семгу на Березовом, там и крест в 1873 году поставил. Потом этот крест увез и поставил в селе Семже»6.
2. Этнографический анализ полевого материала
В ходе полевых работ нами выявлены следующие особенности промысловых крестов:
Все кресты на берегах моря и прочих местах промысла, как и почти все поклонные (не могильные) кресты, имели строго восьмиконечную форму и более-менее правильные пропорции. Не зафиксированы кресты с украшениями в виде закруглений или лишних перекрестий на концах брусьев. Ни разу не приходилось нам видеть «выродившиеся» «промысловые» кресты — четырехконечные, неправильных форм, сильно искаженных пропорций и чрезмерно мелких размеров. «Неправильные» же могильные кресты со всеми вышеописанными отступлениями от строгой традиции встречались повсеместно. Мы видели их на всех обследованных кладбищах в Кандалакше, Керети, Ковде, Умбе, Варзуге, Кузомени, Чаваньге, Ниж. Золотице. На каждом из этих кладбищ существовали кресты нескольких типов, как «правильные», так и «неправильные». Они объединены общей традицией, характерной для данной местности — у многих из них схожие пропорции, одинаковый состав надписей и одинаковые ошибки в надписях.
По нашим наблюдениям, «промысловых» крестов, стоящих на берегах моря, не коснулся распространенный обычай привязывания к крестам полос материи или вышитых полотенец. Полотенца привязывали и к могильным, и к поклонным крестам, стоящим в деревнях, на перекрестках, кладбищах, в лесах, у источников, часовен и в прочих почитаемых и не почитаемых местах. Обычай этот касался всех функциональных типов крестов, кроме промысловых, стоящих на морских берегах. Это может объясняться тем, что чаще всего полотенца и полосы ткани вешали на кресты женщины, а на тонях и морских берегах они, как правило, не работают, поэтому и привязывать к крестам ткань некому.
Практически все кресты на берегах моря, по нашим наблюдениям, сориентированы точно по компасу — верхний конец наклонной перекладины указывает строго на север. Этим они отличаются от крестов всех остальных функциональных типов, (а также храмов и часовен) ориентация которых может не совпадать с линией север–юг на величины до сорока пяти граду[172]сов. Различие это принципиальное — храмы, часовни и, вероятно, поклонные кресты часто ориентируются в направлении восхода солнца в день закладки или в праздник, которому посвящены, или имеют довольно свободную ориентацию (в вышеуказанных приделах). Указание сторон горизонта является важной функцией прибрежных крестов. Оно необходимо для определения направления ветра, при котором хорошо ловится рыба и для ориентации судов в море, в случае, если они находятся в пределах видимости. Исключение составляют некоторые упавшие кресты, установленные заново современными поморами без учета ориентации, которая в условиях угасания промысла в наше время не имеет былого значения.
3. Анализ расположения креста на тонях
На тонях кресты занимают различное место относительно прочих построек. По нашим наблюдениям, более чем в половине случаев кресты ставились рядом с избой, в среднем в 4–5 м от нее. Чаще всего, крест располагается перед главным фасадом избы. Если изба ориентирована главным фасадом на море, то крест, как правило, стоит ближе к морю, а если главный фасад «смотрит» вдоль берега, то и крест стоит не между морем и избой, а расположен в одну линию с ней, параллельную берегу.
На трех из этих тоней крест стоит против левого угла избы (если смотреть изнутри). Вполне возможно, что это связано с распространенной в северных деревнях традицией ставить кресты рядом с домом напротив его «красного» угла. В большинстве случаев именно левый угол в избе является «красным».
На нескольких тонях крест стоит в стороне от построек тони, в 30–50 м от избы. В этих случаях не ясно, является ли крест составной частью тони, или поставлен независимо от ее существования.
4. Современное состояние традиции установления крестов
В ходе экспедиций МАКЭ в Кандалакшский залив, на Терский и Зимний берега была выявлена следующая картина: традиции установления крестов на берегах Белого моря в советское и «постсоветское» время в принципе не прекращалась. Большинство выявленных крестов относилось к 20–30-м годам. В промежутке между 40-ми и 80-ми годами кресты ставились очень редко и почти всегда были связаны какими-то трагическими событиями. Известен памятный крест в Койдинской губе в нижней части которого вырезан текст: «Сей крест поставлен в память погибшему в море 1 дек. 1945 году. Рабу божему Ивану от роду 64 лет Вечная память Ивану Алексеевичу Малыгину. В 1952 г.» (Малыгин И. А. погиб во время шторма [173] на Кольском п-ве в районе Лицы, доски бота принесло в район с Койда в 1952 г.)7.
В Кандалакшской губе по нашим опросам большинство местных жителей сейчас связывают деревянные кресты с местами гибели людей.
За годы советской власти отношение поморов к крестам сильно изменилось. Во время бесед, почти никто из них не мог сказать что-либо определенное относительно того, зачем ставились кресты. Многие, причем далеко не молодые поморы, отвечали, что они воспитывались совсем не в религиозном духе. В связи с этим символичной является фраза, высказанная одним из рыбаков на тоне «Ручеек» около села Нижняя Золотица (рис. 12): «У этого креста чего только не было — около него и помолишься и поблюешь после пьянки».
Религиозные реминисценции проявлялись лишь в том, что поморы следили за состоянием крестов — ставили дополнительные опоры, заменяли утраченные детали. Причем новые детали часто не соответствовали по размеру самим крестам (например, средняя планка на кресте у тони «Быстрица», Зимний берег, рис. 13). Кроме того, полностью утрачено знание и понимание канонических символов и надписей на крестах. После того как нам удалось прочитать надписи на кресте у тони «Быстрица», поморы стали относиться к нам с большим уважением, из чего мы заключили, что сознание ценности традиции у некоторых из них все же сохранилось.
Иногда местные жители вовсе забывали о крестах и переставали за ними следить — например, крест на тоне «Гремяжские», Терский берег (рис. 9). Этот крест обнаружили валявшимся в запустении недалеко от действующей тони. Мы попросили рыбаков поднять его, и они пообещали выполнить просьбу. Некоторые попросту перестали замечать кресты: «И не упомнишь, где кресты стоят, раньше они на всех тонях были. Их и не замечаешь...» — фраза коренного помора в ответ на вопрос о том, в каких местах еще сохранились кресты. Все эти явления связаны с общей религиозной ситуацией в стране.
Хотя имеются и исключения. В ходе экспедиции на Зимний берег нами зафиксировано интересное явление: на тоне «Катериниха» стоит крест с датой 1999 (рис. 17). Он выполнен вполне традиционно, с соблюдением всех пропорций, но без церковных надписей. Когда мы поинтересовались у поморов, зачем установлен этот крест, услышали неожиданный ответ: «чтобы лучше шла рыба».
Другой крест, также с соблюдением пропорций, но уже с церковными надписями, был поставлен краеведом из пос. Умба А. Б. Комаровым на тоне «Тетрина» (Терский берег).
Тем не менее, это единичные случаи, которые трудно рассматривать как возрождение традиций.
Таким образом, мы видим, что практически все кресты Беломорья имели непосредственную связь с промыслами. Свертывание промыслов на ост[174]ровах Баренцева моря привело практически к полному прекращению установки крестов в регионе. На Белом море, так же очевидно связаны два явления — сокращение промыслов за последние 50 лет и постепенная утрата традиции установки крестов.
Натурные наблюдения показали, что в настоящее время традиция поклонного креста лучше всего сохранилась в промысловых крестах.
1. Промысловые кресты сохранили архитектурную традицию: более- менее правильные пропорции, традиционную форму и размеры.
2. Промысловый крест не несет языческих функций: на него не навешивают полотенца и прочие «жертвы», около него не совершают странные полуязыческие обряды.
3. Основными функциями промыслового креста являются охранительная, памятная и обетная («просительная»).
4. Хотя значение промыслового креста во многом утрачено поморами, оно не превратилось в собственную противоположность, как на кладбищах, где крест как символ жизни и воскресения стал символом смерти. Промысловый крест до наших дней сохранил две основные функции: памятную и обетную — («просительную» — «чтобы рыба ловилась»).
ПРИЛОЖЕНИЕ
В статье О. В. Овсянникова «Старинные поморские кресты по исследованиям 1982–1984 гг.»8 приводятся описания крестов на берегах Белого моря в районе села Нижняя Золотица. Мы побывали в этих местах в сентябре 2000 года и обнаружили несколько крестов, не зафиксированных нашими предшественниками. Интересно также отметить изменения состояния крестов за 16–18 лет, прошедших со времени работ экспедиции О. В. Овсянникова.
О кресте на тоне «Ручеек» в описании О. В. Овсянникова сказано: «Крест... сохранился полностью (аббревиатура выполнена с ошибками) высота около 4 м, в нижней части текст: «1927 г. 7 сент. работал Авраам Голуби/н/»9. К моменту нашего посещения тони сохранность креста уже не была полной — в настоящее время у него отсутствует нижняя перекладина, замененная доской. Высота креста, согласно нашим обмерам, не около 4 м, а 2,6 м. Текст в нижней части креста полностью утрачен. Вероятно нижняя часть креста с надписью сгнила и крест был установлен заново, при этом высота его, естественным образом, уменьшилась (рис. 12).
На тоне Быстрица, «...сохранился ствол креста с верхней перекладиной и аббревиатурой, высота ствола 2,7 м, в нижней части следы букв «АЦИА АВГАКС»10. В настоящее время отсутствующие средняя и нижняя перекла[175]дины заменены досками. Высота креста, по нашим обмерам, 2,2 м. Следы букв в нижней части ствола полностью утрачены (рис. 13).
На тоне «Колотиха» «...крест высотой 2,7 м. сохранился хорошо (нет верхней перекладины), отчетливо видна аббревиатура»11. В настоящее время крест пребывает в таком же состоянии, верхняя перекладина заменена доской, аббревиатура видна менее четко. Высота креста, по нашим данным, 3 м (рис. 14).
На тоне «Анфимова» «...крест высотой 3,7 м сохранился хорошо, аббревиатура в его верхней части»12. В настоящее время состояние креста по-прежнему хорошее. В нижней части столба нами обнаружена незафиксированная нашими предшественниками, трудно различимая надпись (см. описание) (рис. 15–16).
Следующий от Нижней Золотицы крест экспедицией О. В. Овсянникова был обнаружен в с. Инцы. Мы же нашли незафиксированный ей крест на тоне «Могилка», расположенной между тоней «Анфимова» и Инцами (рис. 18).
Кроме этого, нами зафиксирован крест на бывшей тоне «Катериниха», поставленный в 1999 году (рис. 17).
Описание крестов
Кандалакшский залив. Село Кереть
Крест № 1
Местоположение. Развилка улиц Передней и Задней.
Описание памятника. Деревянный восьмиконечный крест из бруса сечением 7х14 см с крышей из досок с «пиками» на концах, высота 205 см. Соединение брусьев «в полдерева». Нижняя часть креста сгнила, он установлен на помосте, нижней частью вставлен в основание из досок и опирается на деревянный брус, установленный сзади креста. Помост сделан из досок.
На кресте надписи: «ЦРЬ. СВЫ», «ОН», «IСЪ. ХСЪ», «СНЪ БЖIЪ», «НИКА», «МЛ РВ», «ГГ», «КТ», «К. Т. П. И. В. С. В. Т. П. С. И.»
На кресте сохранились следы покраски. К кресту привязаны куски ткани с вышитыми на них восьмиконечными крестами13.
Крест № 2
Местоположение. Найден лежащим у амбара.
[176]
Рис. 1. Крест № 1. Село Кереть. Рисунок Е. Лазуковой. МАКЭ 99
Описание памятника. Крест сделан из бруса сечением 19х12 см. Брусья соединены «в полдерева». Нижняя часть с косой перекладиной утрачена (сгнила). На кресте следы от крыши и надписи: «Ц. СВЫ», «ОН» «IС ХС» «СНЪ БЖИI», «КТ». Поверхность креста подгнившая.Остров Кемлудский
Крест № 3
Местоположение. Крест расположен восточнее строений кордона, на верхней части каменного мыса, на высоте приблизительно 10 м над водой.
Описание памятника. Восьмиконечный деревянный крест обращен лицевой стороной на юг. Крест укреплен в основании грудой камней, округлой [177] в плане (диаметр около 1,5 м) и высотой 65 см. Сам крест имеет высоту 1,7 м.
Рис. 2. Крест № 2. Село Кереть. Рисунок Н. Смирнова. МАКЭ 99
Столб креста сделан из бруса прямоугольного сечения 12х15 см, в верхней части он частично разрушен, и сечение его — 15х9 см. На столбе закреплены 3 перекладины. Верхняя — из доски длиной 63 см, прибита гвоздями, судя по ее размерам, она поздняя. Средняя перекладина длиной 124 см сделана из стесанного с одной стороны бревна, диаметром 10 см, крепится к столбу в полбревна. На ней сохранились следы резьбы. В настоящее время возможно различить лишь 4 круга — по два на концах перекладины, надписи практически исчезли. Нижняя перекладина — из доски сечением 5х9 см закреплена наклонно, один конец ее уходит в камни. Воз[180] можно она (как и верхняя) более позднего происхождения. Опорный столб креста видимо был сломан, а оставшаяся верхняя часть его затем снова установлена. Фрагмент нижней части, длиной приблизительно 40 см, лежит рядом на каменном основании.
[178]
Рис. 3. Крест № 3. Кандалакшский залив. Кордон Красный. Рисунок Е. Лазуковой. МАКЭ 99
[179]
Рис. 4. Крест № 4. Белое море. О-в. Кемлудский. Рисунок Л. Свободиной. МАКЭ 99
[180]
Крест хорошо виден с моря, и, возможно, служил ориентиром для судов, указывая вход в небольшую тихую бухту. Крест сориентирован неправильно — лицевой стороной на север.
Крест № 4
Местоположение. Установлен на южном берегу острова Кемлудский, приблизительно в 70 м западнее кордона «Красный». Крест установлен на верхней части берегового склона, на высоте приблизительно 5 м над уровнем моря, на расстоянии около 8 м от верхней границы литорали.
Описание памятника. Восьмиконечный деревянный крест высотой 255 см установлен в узкой (30—45 см) трещине в скальной породе и укреплен в ней грудой небольших камней. Размах креста 127 см. Крест обращен лицевой стороной к северу. С южной стороны крест подпирают (видимо, установленные позже) доска высотой 130 см и два скрепленных проволокой бревна высотой 100 см и 40 см. Столб креста сделан из круглого бревна диаметром 18 см, почти наполовину стесанного с лицевой части.
Перекладины, креста соединены со столбом в полбревна и закреплены гвоздями. Все они полукруглые в сечении, из стесанных бревен.
Все части креста покрыты резьбой — традиционными надписями и символами. Надписи следующие: «ЦРЬ СВЫ», «ОН», «IСЪ ХСЪ», «СНЪ БЖИ», «КТ», «МЛРБ», «ГГ», «НИКА», «ГА», «К. Т. П. В. И. С. В. Т. П. И. С», «ДВБИРВС... ДБОЛЕНС».
Почти все буквы, за небольшим исключением, еще возможно разобрать. Сохранность креста удовлетворительная, но если не принять мер по сохранению, возможно скорое исчезновение резьбы и разрушение памятника.
Островок Красный
Крест № 5
Местоположение. Расположен на южном берегу острова.
Описание памятника. Восьмиконечный деревянный крест ориентирован лицевой стороной на юго-юго-запад. Основание укреплено в груде камней высотой около 60 см, размерами 1х1,50 м в плане. Высота креста 2,2 м. Столб креста сделан из стесанного по вертикали почти наполовину бревна, полукруглого в сечении, 17х13 см, верхняя часть его сильно разрушена. Верхняя перекладина, размером 16х52 см, закреплена в паз и прибита кованым гвоздем; средняя 18х164 см, из обтесанного бревна, крепление «в полбревна». Нижняя перекладина, судя по форме и надписи: «ЦРЬ СВ», является верхней перекладиной от другого креста. Она сделана из тесаного с одной стороны бревна, размеры 15х15 см. Прибита более современными гвоз[181]дями выше паза утерянной наклонной перекладины. На лицевой стороне креста частично сохранились традиционные надписи: «IСЪ ХРЪ», «СНЪ БЖ», «КТПВIВП», «КТ», «МЛ», «РБ», «ГГ». Все слова и буквы заключены в круглые «клейма». На камнях у основания креста и вокруг них лежат остатки деревянной конструкции, возможно, части разрушенной домовины.
Рис. 5. Крест № 5. Белое море. О-в. Красный. Рисунок Л. Свободиной. МАКЭ 99
Состояние памятника аварийное.
[182]
Остров Великий. Семужья тоня
Остатки креста № 6
В 10 м к востоку от избы расположена разрушенная каменная насыпь, рядом с которой лежит сильно сгнивший столб креста. Видимо, он был в ней укреплен. Длина столба 284 см.
Полуостров Кузокоцкий. Тоня Подволочье (Чупанда)
Остатки креста № 7
Описание памятника. От креста сохранился столб, лежащий на земле. Сечение столба 13x19 см, длина 294 см. В столбе сделаны пазы для перекладин на половину толщины бруса. Рядом, к востоку от остатков креста, находится развал каменного гурия, в который он был установлен.
Терский берег. Тоня Тетрина
Крест № 8
Восьмиконечный крест расположен в 30 м к юго-востоку от избы, установлен в 1999 году краеведом из Умбы А. Б. Комаровым. Сориентирован по компасу.
Тоня (?)
Крест № 9
Сделан из трехкантного бруса сечением 20x20 см, задняя сторона и нижняя часть столба круглые. Высота столба 3,1 м. На столбе вырезаны надписи: «...Н, КТ, КТП, ВС, ТС, МЛ, РВ, ГА», под ними изображены череп и кости. Ниже черепа круглая часть столба украшена фигурной порезкой, идущей вокруг столба и расположенной параллельно пазу косой перекладины.
Тоня Трухинская
Крест № 10
Столб от восьмиконечного креста расположен в 20 м к юго-востоку от избы. Сделан из трехкантного бруса сечением 18х17 см. Высота столба 2,55 м. На столбе вырезаны надписи: «ГА... КТ, ГГ, ГА», череп с костями и дата «1915».
[183]
Рис. 6. Крест № 9. Терский берег. 3-я тоня на запад от Мокуринской. Рисунок О. Коробовой. МАКЭ 2000
[184]
Рис. 7. Крест № 10. Терский берег. 1-я тоня на запад от Трухинской. Рисунок О. Коробовой. МАКЭ 2000
[185]
Рис. 8. Крест № 11. Терский берег. Тоня Турилово. Рисунок О. Коробовой. МАКЭ 2000
[186]
Тоня Турилово
Крест № 11
Восьмиконечный крест расположен в 200 м к юго-западу от избы. Столб креста сделан из бревна, отесанного на один кант сечением 23х20 см. Перекладины сделаны из досок сечением 23х6 см. Высота креста 3 м, размах 1,45 м. На кресте вырезаны надписи: «..., ICЪ, Ъ, ...Б, БЖI, КТ, РБ». Столб креста сильно треснул по всей высоте и связан в нескольких местах веревками. Крест привязан к врытому позади него столбу. Средняя перекладина привязана к столбу веревкой.
Крест № 12
Нижняя часть спиленного креста. Расположена в 1 км на восток от ручья Ольховка. Сделана из отесанного на один кант бревна сечением 20х20 см. Высота 87 см. Сохранилась вырезанная надпись: «Г» и череп с костями.
Тоня Гремяжская
Крест № 13
Восьмиконечный крест лежит восточнее разрушенной избы. Сделан из бруса сечением 20х10 см, в нижней части брус расширяется. Высота креста 3,1 м, размах 1.05 м. На кресте вырезаны надписи: ..., IСЪ, Х...Ъ, ЦРЬ СВЫ, СНЪ БЖИ, НИ, КА, КТ, KТПКIСкГ» и череп с костями. В нижней стороне средней перекладины сделаны пазы, куда вставлялись Копие и Трость.
Тоня Пинежская
Крест № 14
Восьмиконечный крест расположен в 100 м к югу от избы. Сделан из бруса шириной 13 см. Высота креста 1,9 м, размах 1,15 м. На кресте вырезаны надписи: «..., IСЪ, ХРСЪ, НЪ БЖИ, ЦИ, СО, Т, ГА, С», вырезан череп с костями, под ним надпись МАС. Перекладины прибиты к столбу гвоздями фабричного производства.
Крест № 15
Восьмиконечный крест расположен в 200 м к юго-западу от избы. Столб креста сделан из бревна, отесанного на одни кант сечением 23х20 см. Перекладины сделаны из досок сечением 23х6 см. Высота креста 3 м, размах 1,45 м. На кресте вырезаны надписи: «..., IСЪ, ...Ъ, ...Б, БЖI, КТ, РБ». Столб креста сильно треснул по всей высоте и связан в нескольких местах веревками. Крест привязан к врытому позади него столбу. Средняя перекладина привязана к столбу веревкой.
[187]
Тоня Казаринова
Крест №16
От восьмиконечного креста сохранился лишь столб. Лежит в 8 м к юго-западу от избы, там же, где и стоял. Сделан из бруса шириной 21 см. Высота сохранившейся части столба 3.4 м. На столбе вырезаны надписи: «...О..., НИКА, ТК. ТТ. ДД. PP, ВВ»: остатки неканонической надписи «...вота» и даты «19...» и череп.
Тоня Косичиха
На тоне стоял крест, до нас не дошедший. Был расположен между старой и новой избами.
Тоня Pучеек
Крест № 17
Восьмиконечный крест расположен между старой и новой избами, в 9 м к западу от старой избы. Сделан из бруса сечением 15х15 см. Высота креста 2.6 м, размах 1.16 м. Нижняя перекладина утрачена, вместо нее доска, довольно свежая. На кресте вырезаны надписи: «...OH, ИНЪ Ц1И, IСЪ ХСЪ, СНЪ БЖИ, ЦРЬ СВЫ. РТ. НТ, КП, РП, КК, ГА». Под нижней перекладиной изображен череп.
Тоня Быстрица
Крест № 18
Восьмиконечный крест расположен в 10 м к северу от избы у начала берегового откоса. Сделан из бруса сечением 14х17 см. Высота креста 2,18 м. Средняя и нижняя перекладины утрачены и заменены досками. Верхняя перекладина прикреплена к столбу нагелями. На кресте вырезаны надписи: «...ОН, ИН ЦИ. МЛ, РБ, ИН, ГА». Шрифт надписей классический, с засечками, красивый и строгий. Надписи выполнены очень тщательно. В нижней части столба вырезан череп. Крест сориентирован строго по компасу.
Тоня Колотиха
Крест № 19
Восьмиконечный крест, стоит в 1 м к западу от северо-западного угла избы. Сделан из бруса сечением 19х18 см. Брус вытесан из бревна, углы на задней стороне креста слегка скруглены, в нижней части столб креста слегка расширяется. Высота креста 3 м, размах центральной [198] перекладины 130 см. Верхняя перекладина утрачена и заменена доской. Доска не старая. Средняя перекладина прибита к столбу гвоздем. Крест покрыт трудно читаемыми надписями, на столбе под нижней перекладиной изображен череп и скрещенные кости. Крест ориентирован строго по компасу.
[188]
Рис. 9. Крест №13. Терский берег. Тоня Гремяжская. Рисунок О. Коробовой. МАКЭ 2000
[189]
Рис. 10. Крест № 14. Белое море. Тоня Пинежская. Рисунок О. Коробовой. МАКЭ 2000
[190]
Рис. 11. Крест № 16. Белое море. Зимний берег. Тоня Казаринова. Крест (остатки). Рисунок Н. Фризина. МАКЭ 2000
[191]
Рис. 12. Крест № 17. Белое море Зимний берег. Toня Ручеек. Рисунок Н. Фризина. МАКЭ 2000
[192]
Рис. 13. Крест № 18. Белое море. Зимний берег. Тоня Быстрица. Рисунок Н. Фризина. МАКЭ 2000
[193]
Рис. 14. Крест № 19. Белое море. Зимний берег. Тоня Колотиха. Рисунок Н. Фризина. МАКЭ 2000
[194]
Рис. 15. Крест № 20. Белое море. Тоня Анфимова. Рисунок Н. Фризина МАКЭ 2000
[195]
Рис. 16. Надпись на кресте № 20. Белое море. Зимний берег.
Тоня Анфимова. Надпись на кресте. Рисунок Н. Фризина. МАКЭ 2000
[196]
Рис. 17. Крест № 21. Белое море. Зимний берег. Тоня Катериниха. Рисунок Н. Фризина. МАКЭ 2000
[197]
Рис. 18. Крест № 22. Белое море. Зимний берег. Тоня Могилка. Рисунок Н. Фризина. МАКЭ 2000
[198]
Тоня Анфимова
Крест № 20
Восьмиконечный крест расположен в 5 м к северу от развалин избы. Сделан из бруса сечением 18х14 см. Высота креста 3,9 м, размах 1,5 м. Перекладины прикреплены к столбу деревянными нагелями, сориентирован строго по компасу. На кресте вырезаны надписи: «IИС ХСЪ, СЫН БОЖIИ, ИН». В нижней части креста изображен череп и надписи: «NЕ, 45 г., МСС. Д ЕП, РАБОТАЛИ, 1936 г.». Жительница выселка Това Седунова Мария Михайловна поведала, что аббревиатура МСС — это имя, отчество и фамилия ее отца — Михаила Семеновича Седунова.
Тоня Катериниха
Крест № 21
Современный восьмиконечный крест. Сделан из бруса сечением 15х10 см. Высота креста 3 м, размах 1,84 м. На кресте вырезана дата «1999». Сориентирован строго по компасу.
Тоня Могилка
Крест № 22
Восьмиконечный крест расположен в 4 м к западу от новой избы. Сделан из бруса сечением 20х15 см. Высота креста 2,5 м, размах 1,78 м. На кресте вырезаны надписи: «...Н, IН HI, IСЪ ЖЪ, ЦРЬ СВЫ, СНЪ БЖИ, КА, МЛ, КТ, ГГ, ГА». Перекладины прибиты к столбу гвоздями фабричного производства. Сориентирован строго по компасу.
ПРИМЕЧАНИЯ
[166]
1 Среди основной литературы по данному вопросу следует отметить следующие: Дмитриева С. И. Мезенские кресты //Памятники культуры: Новые открытия. М., 1986.; Овсянников О. В. Старинные поморские кресты по исследованиям 1982–1984 гг. //200 лет арктической археологии. М., 1990.; Овсянников О. В., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты. К вопросу о типологии //Язычество восточных славян. Л., 1990; Овсянников О. В., Чукова Т. А. Крест в культуре Русского Севера XVIII — начала XX века //Семантика культуры: Тезисы доклада Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры. Архангельск, 1989; Овсянников О. В., Ясински М. О. О деревянных крестах Русского Севера //Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Архангельск, 1995; Значительная подборка статей о северных крестах содержится в альманахе «Наука и бизнес на Мурмане», серия «История и право», № 2. 1997.
[168]
2 Основная функция любого креста — быть объектом поклонения христиан, напоминать о крестной жертве Христа и призывать к покаянию. Эта функция достаточно изучена и в святоотеческой, и в научной литературе, поэтому мы ее здесь не рассматриваем. Все кресты, имеющие отношение к промысловой культуре, мы условно называем промысловыми.
3 Колпакова Н. П. Терский берег. Вологда, 1937. С. 149.
[170]
4 Жданов В. П. Памятник морской славы //Наука и бизнес на Мурмане. Серия «История и право», № 2. 1997. С. 45.
5 Корякин В. С. Исторические материалы исследования памятников истории освоения Арктики. Новая Земля. М., 1991. С. 48.
[171]
6 Овсянников О. В., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты. К вопросу о типологии //Язычество восточных славян. Л., 1990. С. 63.
[173]
7 Овсянников О. В. Старинные поморские кресты по исследованиям 1982—1984 гг. //200 лет арктической археологии. М., 1990. С. 100.
[174]
8 Овсянников О. В. Указ. соч.
9 Там же. С. 100.
10 Там же.
[175]
11 Овсянников О. В. Указ. соч. С. 100.
12 Там же.
13 Кресты № 1 и 2, расположенные в старинном поморском селе Кереть. к разряду «промысловых» можно отнести лишь условно.
© текст, Филин П.А., Фризин Н.Н., 2001
© OCR, HTML-версия, Шундалов И.Ю., 2009