Историческое краеведение в XIX веке имело две представительских группы - любителей историков (как правило, учителей и ссыльных интеллигентов) и священство. Ниже представлен отрывок (описание приходов Терского берега) из компилятивного историко-статистического труда, который описывает состояние Архангельской епархии в кон. XIX в. По охвату данных «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» (КИОПЦ) не имеет себе равных - три объемистых тома, содержащих основные исторические данные о постройке храмов и часовен, приводящие биографические сведения о священниках и причте, а также приходскую статистику. Иногда в КИОПЦ для пояснения могут быть вставлены легенды о чудесах.
Второе благочиние Кольского уезда
[Шмаков Н.И.] Понойский приход /Под. ред. Смирнова //КИОПЦ Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. - Вып.III. - С.233-242.
296. Понойский приход1
[233]
Понойский приход занимает всю восточную часть Лапландского полуострова от Святого Носа, откуда начинается Терский берег, до Тетринского прихода, между каковыми пунктами считается до 400 верст по Терскому берегу Белого моря. В состав его входят с. Поной и пять лопарских погостов: Сосновский, Лумбовский, Иокангский, Куроптевский и Каменский. Село Поной лежит при р. Пoнoe, в 10-ти верстах от впадения ее в Северный Ледовитый океан. Это самое [234] многолюдное селение среди прихода: к 1896 г. в нем было 43 двора и жителей мужеск. пола 92 и женск. 106. В этом селе находятся два приходских храма, отстоящие от г. Архангельска зимним путем в 1300 верст, а летом - на один день езды на пароходе, от г. Колы в 288 и от соседнего Чапомского прихода в 180-ти. Из погостов Сосновский лежит на 90 верст южнее с. Поноя, в 5-ти верстах от Сосновского маяка. Лопари этого погоста (34 м. п. и 38 ж. п.) в образе своей жизни ничем почти не отличаются от русских: живут в обыкновенных и домах, в которых встречаются даже «горницы» с голландскими печами, оставили кочевой образ жизни и занимаются уже не столько оленеводством, сколько морскими промыслами. Лумбовский погост, на 100 верст севернее с. Поноя, делится на два: летний и зимний. Жителей в нем 49 м. п. и 51 ж. п., дворов 4 и туп 16. В последнее время в летнем Лумбовском погосте, равно как и в других таких же погостах, вместо туп «с комельками» стали устраивать обыкновенные избы с печами, а более зажиточные лопари имеют даже по две избы: одну вроде кухни с комельком, а другую чистую с печью. В Иокангском погосте, на 150 верст севернее Поноя, жителей 67 м. п. и 60 ж. п., дворов 3 и туп 25; в Куроптевском, в 200 верстах на запад от Поноя, 2 двора и 10 туп, в коих проживают лопарей 28 м. п. и 23 ж. п. Каменский погост самый отдаленный от села Поноя (250 верст, вглубь материка); в нем 13 туп и жителей 43 м. п. и 43 ж. п. Здешние лопари уже вовсе не выезжают к морю на промыслы, а, живя у озер, при верховьях рек Поноя и Варзуги, ловят здесь рыбу и сбывают ее в Варзугу и Кузомень. - Всех жителей в Понойском приходе к 1896 г. состояло 313 м. п. (221 лопар. и 92 русск.) и 321 ж. п. (215 лоп. и 106 русск.), дворов 69 и туп 66.
Образование Понойского прихода нужно относить ко времени обращения в христианство Терских ло[235]парей сначала иноками Соловецкой обители, имевшей в их пределах свои вотчины, а затем преп. Феодоритом. Понойский приход по времени образования первый после Кандалакшского среди Терских лопарей. По просьбе первых христиан из Терских лопарей, живших по р. Поною, около 1532 г. из Новгорода отправлена была сюда миссия, построившая на р. Пoнoе первую церковь в честь св. ап. Петра и Павла2. А в 1575 г. некоему старцу Феогносту дана была новгородским Владыкою грамота, которою повелвалось уже возобновить эту церковь и крестить лопарей, не успевших прежде креститься3. В 1581 г. эта церковь поступила в ведение Троице-Сергиевского монастыря (Доброклонский), а с XVII ст., она перешла к Кольско-Печенгскому монастырю, причем с. Поной было вотчиной его. О принадлежности с. Поноя и Понойского храма означенным монастырям может в некоторой степени свидетельствовать сохранившееся до настоящего времени название одного колодезя «монастырским».
Первая приходская церковь находилась не в нынешнем селе Поной, которого в то время не могло быть, если в 1810 г. в нем было только 7 дворов, как видно из церковных документов, но в 110 верстах от него и в 10-ти от Лумбовского погоста, при впадении в р. Поной двух маленьких речек, где находится очень красивое место, до настоящего времени называющееся «церковным старинным местом». Долго ли здесь находилась церковь, неизвестно. Но из сохранившихся некоторых документов (Указ аpxиeп. Варнавы от 13 янв. 1710 г. о взимании пени за браки) видно, что в это время Петропавловская Понойская церковь стояла уже на месте, занимаемом нынешними приходскими храмами. Из дальнейшей истории этой церкви известно, что в первой половине того же восемнадцатого столетия она оставалась в [236] ведении Кольско-Печенгского монастыря, как видно из указа того же apxиeп. Варнавы от 14 сент. 1726 на имя священника Андриана о перекрытии церкви новым тесом. По указу Духовной Консистории от 16 июня 1778 г. за № 623 опять разрешалось перекрыть церковную крышу, затем сделать новые главы и водрузить новый крест. Указ этот дан по просьбе тогдашнего священника Луки Адрианова «с прихожанами», каковая прибавка дает право предполагать, что в это время село Поной и церковь Понойская уже вышли из под ведния Кольско-Печенгского монастыря. К концу прошлого столетия описываемая церковь, простояв более 250 лет (на двух местах), по крайней ветхости была разобрана, согласно указу консистории от 28 июля 1797 г. за № 1228. Вместо нее построена была новая, существующая до настоящего времени в довольно прочном виде благодаря ремонтировке ее в 1877-78 гг. Весьма деятельное участие в устроении этой церкви принимал тогдашний священник Иван Андрианов.
В паперти Петропавловской церкви имеется придельный храм в честь Успения Божией Матери, устроенный в 1818 г. по ходатайству священника Андрея Андрианова и освященный в 1819 г. Кольским протоиереем Иоанном Дьяконовым при священнике Дамиане Андрианове.
Этот придельный храм устроен вместо отдельного Успенского храма. Время построения первого храма этого наименования неизвестно. Известно только, что он сгорел в 1753 г. В 1759 г. на имя священника Андрианова дан был указ о построении новой Успенской церкви, которая строилась почему-то очень долго и была освящена уже священником Лукою Aндpиaновым по указу консистории от 18 июня 1776 г. за № 656. Но и эта церковь сгорела в 1817 г., и вместо нее устроен вышеупомянутый Успенский приход при Петропавловской церкви.
Стены Петропавловской двухпрестольной церкви внутри обиты холстом и выбелены, а снаружи - тесом [237] и окрашены. В одной связи с церковью устроена колокольня. Оба здания обнесены деревянною выкрашенною оградою и довольно прочны.
Кроме Петропавловской, в селе Поное рядом с нею стоит другая церковь, в честь Животворящего Креста Господня, начатая постройкою в 1869 г. на средства Кузонемского крестьянина Алексея Петровича Заборщикова и освященная 19 ноября 1871 г. священником Кузонемского прихода Григорием Орловым совместно с священниками Варзугского Петропавловского прихода Вас. Григорьевым, Тетринского Екзакустодианом Титовым и местного Понойского Дмитрием Перовским. Церковь эта с внешней стороны имеет форму креста. В 1885 г. она снаружи обшита тесом и окрашена, а внутри выбелена белилами. В 1891 г. обнесена деревянною оградою.
Утваpью, ризницею и богослужебными книгами оба описываемые храма вполне достаточны. Иконостас Петропавловского храма трехъярусный со старинными иконами. Из предметов утвари более замечательным можно считать старинное напрестольное евангелие, пожертвованное в бывшую Успенскую церковь пaтpиapxoм Никоном, о чем свидтельствует его собственноручная надпись: «Жертвую в Понойскую Успенскую церковь. Патриарх Никон». Им же пожертвована небольшая в сребропозлащенной ризе икона Богоматери с такою же надписью. Из других икон особенно замечательною считается запрестольный образ Богоматери с изображением св. апостолов Петра и Павла на обратной стороне, стоявший в бывшем Успенском храме и найденный невредимым среди мусора и пепла после которого-то пожара, истребившего этот храм.
На содержание вышеупомянутых церквей от прихожан ежегодно поступает от 50 до 100 р. от улова семги по р. Поною. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 98 р. 17 к., свеч [238] продано 8 п. 18 ф. и выручено чистой прибыли 152 р. 55 к.
Кроме двух приходских храмов, в Понойском приходе находятся три приписных и две часовни. Первая из приписных церквей по времени ее построения, находится в летнем Лумбовском погосте, в 100 верстах от Поноя зимним путем и в 150-ти летним. Церковь эта в честь Рождества Пресв[ятой] Богородицы устроена в 1883 г. Кузоменским прихожанином Алексем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Императора Александра II и освящена священником Кузоменского прихода Алексием Синцовым совместно с священниками - Тетринского прихода Вас. Сырневым и Понойского Ник. Шмаковым. В одной связи с нею устроена колокольня. В 1887 г. на средства местного лопаря Ив. Иванова Денисова оба здания обшиты тесом и окрашены и устроена вокруг них ограда, окрашенная белилами.
Вторая приписная церковь во имя Алексия, человека Божия, находится в Сосновском погосте, в 90 верстах от с. Поноя; устроена на средства местных лопарей в память чудесного спасения Августейшей Царской Семьи от смертной опасности 17 окт. 1888 г. и освящена 24 янв. 1891 г. священником Кашкаранского прихода Мих. Истоминым совместно с теми же двумя - Сырневым и Шмаковым. Церковь эта небольших размеров, крестообразная без колокольни. Третья приписная церковь во имя св. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском пoгосте, построена в 1891 г. на средства Кузоменского крестьянина А. П. Заборщикова, часто проживавшего здесь по своим делам, освящена 6 февр. 1892 г. священниками: Истоминым, Шмаковым и Синцовым. Колокольни нет. Необходимые принадлежности богослужения имеются. Из часовен одна, в честь св. пр. Илии, находится в летнем Иокангском пoгосте, близ Св. [239] Носа, при р. Иоканге. Построена она в 1876 г. местными лопарями. Весьма желательно было бы вместо часовни построить здесь церковь и даже открыть самостоятельный приход, так как по реке Иоканге самый лучший улов семги и морской камбалы, и потому здесь в летнее время бывает большой сбор рыбопромышленников.
Вторая часовня, в честь свят. и чудотв. Николая, находится на острове Сосновец, при Сосновском маяке, построена она в 1891 г. смотрителем маяка Михаилом Томиловым.
Для обучения детей в 1884 г. открыта церковно-приходская школа, помещавшаяся сначала в доме священника, который был и учителем до 1892 г., а затем с 1891 г. в собственном доме, приобретенном путем пожертвования и довольно удобном. В 1895/6 уч. г. обучалось в ней 14 мальч. и 4 дев. Учительницею состоит кончившая курс в Епарх. женск. училище девица Анна Щеколдина с жалованьем в 120 р. (60 р. от церкви и столько же от Епарх. Учил. Совета). На отопление школы от местных жителей поступает 30 р.
Причт Понойского прихода состоит из священника и псаломщика. Священник имеет небольшой участок сенокоса у «Попова ручья» (на одну корову). Во владении причта имеется семужья тоня «Лахта» при устье р. Поноя, которая при хорошем улове и благополучной погоде дает от 200 до 300 р. в год. Но бывают годы, когда вместо прибыли бывает один убыток, как это и было, наприм., в 1894 г. Несмотря на давнишнее владение тоней, понойские крестьяне дважды (в 1847 и 1875 г.) оспаривали права причта, но в оба раза безуспешно. От хорошего улова зависит и сумма причтовых доходов за требоисправления: в хороший год получается от 200 до 300 р., а в неблагополучный - много менее. Жалованья священнику положено 392 р., псаломщику 122 р., 50 к., на разъезды обоим 100 р. Священнический дом устроен на средства общества [240] в 1867 г., а псаломщический - в 1891 г. на средства А.П. Заборщикова с помощью прихожан.
По синодику, начало которому положено в давние времена, в Понойском приходе со времени открытия его служило до 30 священников. Первым назван схиеромонах Евфимий. По сохранившимся же документам можно назвать только тринадцать священников из 6елого духовенства, а именно: 1) Андриан, служивший 16 лет с 1710 до 1726 г., когда на его имя дан был от apxиeп. Варнавы указ от 7 авг. на исправление церкви. С 1726 по 1835 г. священствовали преемественно друг за другом целый ряд священников Андриановых, дети, внуки, правнуки и т.д. Aндpиaнa: 2) Филипп Андрианов, упоминаемый в указе от 27 сент. 1727 г. и в деле о сгорении Успенской церкви в 1753 г. 3) Лука Филиппов Андрианов с 1762 до 1797 г. 4) Иван Лукин Андрианов, бывший дьячок Понойского прихода, священствовал с 1797 до 8 марта 1808 г. 5) Андрей Иванов Андрианов, из дьячков Кольского собора, с 29 авг. 1808 до 1818 г. 6) Дамиан Лукин Андрианов, бывший пономарь Понойского прихода, священствовал с 3 марта 1819 до 1835 г. Со смертью его прекратился род Андриановых. За ним следовали: 7) Иоанн Заринский с 1839 до 1842 г. 8) Алексей Алексеевский, первый священник с полным богословским образованием, получивший на проезд в Поной 100 р. ассигн. за свое согласие служить среди лопарей, прослуживший только до 1845 г. и успевший однако значительно исправить церковь и колокольню. Вообще это был священник энергичный и распорядительный, добрый и простосердечный, заслуживший всеобщую любовь со стороны как прихожан, так и сослуживцев и умерший в г. Коле протоиереем в 1874 г. 9) Гавриил Гурьев, с 1845 до марта 1854 г. Священник этот был из рода Гурьевых, священнодействовавщих много лет в Варзуге, а равно и в других приходах по Терскому берегу от Умбы до Поноя и с любовью вспо[241]минаемых всеми лопарями. Памятником служения о. Гавриила в Понойском приходе служат сделанные им переплеты богослужебных книг, каковым делом он охотно занимался. При нем некоторые иконы в Петропавловском иконостасе украсились сребропозлащенными ризами. 10) Сильвестр Иоаннов Заринский с 1854 до окт. 1858 г.; умер на пoкое в 1886 г. в с. Варзуге. От него сохранились купленные им на собственные средства (46 р.) десять праздничных аналойных икон. Покойный преосвящ. Варлаам, отправляя новопоставленных иереев в Карелию и Лапландию, советовал им познакомиться с о. Сильвестром, от которого они могли бы научиться благоговейному и истовому служению, прекрасному пению, чтению и делопроизводству. 11) Клеоник Митрофанов священствовал только один - 1858-й год; обучался он в Олонецкой семинарии, куда командирован был для изучения карельского языка; до окончания курса (из высш. отд.) был вызван в Архангельск любителем церковного пения преосвящ. Георгием, для усиления архиерейского хора, был регентом, состоял в сане диакона, владел прекрасным голосом и привлекал многих в собор своим искусным пением. 12) Димитрий Васильев Перовский, студ. Костромской семин., священствовал в Поное с 23 июня 1859 г. до 1874 г. и умер протоиереем в Федорогорском приходе. Все жители Поноя любили и почитали о. Дмитрия, как человека умного, ласкового и приветливого. В настоящее время особенно почитают его те крестьяне, которых он научил грамоте, когда в Поное не было никакой школы. 13) Александр Алексеев Зуев, студ. арх. семин., с 1874 до 1883 г. При нем Понойская Петропавловская церковь заново была исправлена и украшена. По неприятностям со стороны богатых крестьян, обличаемых им за притеснения и поборы с бедных, о. Александр должен был оставить Понойский приход, переменил после того еще много мест и, наконец, состоя за [242] штатом, умер в общественной больнице г. Архангельска.
Ныне священником Понойского прихода состоит Николай Иванович Шмаков, 67 л., студ. арх. семин., в сане священника с 20 сент. 1852 г. и на занимаемом месте с 1883 г. При нем открыта церковно-приходская школа, помещавшаяся с 1884 до 1891 г. в его квартире, причем он сам был и учителем до 1892 г., - исправлен иконостас Петропавловского храма и наружные стены Воздвиженского храма, устроены три приписных храма в трех лопарских погостах и псаломщический дом на средства (исключая Сосновский храм) крестьянина А. П. Заборщикова по совету и убеждению отца Николая. Псаломщиком состоит Григорий Васильев Воюшин, 20 л., конч. курс дух. учил., на службе и в занимаемом приходе с 16 сент. 1893 г.
(примечание qwercus'a: Архив Петропавловской Понойской церкви в количестве 235 ед. хр. ныне находится в СПб. филиале Института истории РАН)
Чапомский приход //КИОПЦ Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. - Вып. III. - С.242-244.
297. Чапомский приход4
Чапомский приход состоит из трех селений, расположенных на юго-восточной части Терского берега, между приходами Тетринским и Понойским: 1) Чапомы с приходскою в ней церковью, отстоящей от Тетрина в 30-ти верстах, от г. Колы в 620-ти и от г. Архангельска зимним путем в 1074-х, 2) Стрельны с приписною в ней церковью, в 13-ти верстах от Чапомы, и 3) Пялицы с такой же церковью, в 30 верстах от приходского храма. Жителей в них к 1896 году состояло 275 м. п. и 275 ж. п., дворов 89.
Означенные три селения до 1844 г. входили в состав Варзугских приходов, с 1844 до 1894 г. Тетринского и, наконец, в 1894 г. обращены в самостоятельный Чапомский приход. Приходский храм в с. Чапоме в честь Ввведения во храм Пресв[ятой] [243] Богородицы устроен в 1873 г. на средства местных жителей (к 1896 г. 132 м. п. и 134 ж. п.). В одной связи с ним устроена колокольня; оба здания обшиты тесом, окрашены и обнесены оградою. Утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь достаточна. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 13 р., свеч продано 43 пуда (в том числе желтого воска 3 п. 38 ф.).
Стрельненская приписная церковь устроена в 1889 г. на средства местных жителей (в 1896 г. 29 м. п. 31 ж. п.) из бывшей часовни и освящена в честь преп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотв[орцев]; в одной связи с нею устроена колокольня; стены снаружи обиты тесом и окрашены; ограды нет.
Пялицкая церковь в честь святит. и чудотв. Николая устроена в 1871 г. на казенную сумму от Св. Синода, также обшита тесом, окрашена и вместе с колокольней обнесена деревянной оградою.
10 дек. 1895 г. открыта в с. Чапоме школа грамоты в наемной (7 р) от общества квартире. Учителем и законоучителем состоит местный священник безмездно. Учащихся при открытии школы собралось 17 мальч. и 2 дев.
В пользу причта прихожане при учреждении прихода приговором своим уступили 4 небольших сенокосных пожни (на 50 возов), восьмую часть рыболовного участка по р. Стрельне, давшего в 1895 г. 20 р., и четвертую часть р. Пялицы, с которой в том же году получено 5 р. 30 к. Жалованья священнику положено 392 р., псаломщику 122 р. 50 к.; дохода в 1895 г. получено 200 р. Дом для священника построен в 1895 г.; тут же временно помещается и псаломщик.
Священником состоит Назарий Алексиев Синцов, 24 л., студ. арх. семин., в сане священника и на занимаемом месте с 29 авг. 1894 г. Псаломщик Алексей Феофилактов Резанов, 61 г., из [244] высш. отд. тотемск. дух. учил., на службе с 8 ноября 1855 г., в настоящем приходе с 18 сент. 1894 г.
[Дмитриев П.В.] Тетринский приход //КИОПЦ Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. - Вып.III. - С.244-246.
298. Тетринский приход5
Тетринский приход состоит из двух селений, отстоящих одно от другого в 22-х верстах и лежащих на юго-восточном (Терском). берегу Кольского полуострова, между Чапомским приходом (в 30 верстах) и Кузоменским (в 37-ми), - Тетрина с приходским в нем храмом и Чаванги с приписною церковью. Жителей в них к 1896 г. состояло 317 м. п. и 369 ж. п. Село Тетрино отстоит от Архангельска зимним трактом в 1044-х верстах, а летним через Белое море - в 300 вер., и от г. Колы в 590-та.
Означенные два селения существуют с данних времен. Жители их сначала принадлежали к Варзугскому приходу, но в 1844 г. выделены в самостоятельный Тетринский приход, в состав которого до 1894 г., как сказано выше, входили также селения Чапомского прихода. До образования прихода в дер. Тетрине находилась одна часовня в честь Пресвятой Троицы, неизвестно кем и когда построенная. При образовании же прихода вместо нее построена была церковь во имя св. Троицы и пристроен к ней в паперти придел во имя Василия Великого между 1855-1860 годами. Церковь эта была просторная и блоголепно украшенная, но, к несчастью, сгорела в 1881 году, в день Св. Троицы. В том же году из леса, заготовленного для устройства священнического дома, построена новая церковь, по приходу маловместительная и уже однопрестольная, во имя св. Василия Великого, освященная 24 ноября 1883 года благочинным, священником Алексием Синцовым. Здание [245] церкви обшито тесом и отбелено белилами. Колокольня стоит отдельно от церкви. Иконостас в храм благоукрашенный; утварь и ризница достаточны. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 24 р., свеч продано 3 ц. 21 ф. на 244 р. 45 к.
Приписная церковь в деревне Чаванге построена в 1863 г. и освящена в честь Архистратига Михаила. Так как она довольно уже обветшала, то прихожане имеют намерение построить новую, на что уже получено архипастырское разрешение и благословение.
Содержанием и украшением упомянутых двух храмов озабочены местные приходские попечительства при той и другой церкви, открытые в сем 1896 году. В селе Тетрине открыта в 1890 г. школа грамоты, переименованная в 1892 г. в церковно-приходскую. Помещается она в собственном доме, отопляемом и освещаемом на средства общества. Учащихся в 1895/6 уч. г. было 19 мальч. В том же году, за неимением учительницы, занимались члены причта. С 1896/7 уч. г. назначена учительницей кончившая курс в епарх. женск. училищe девица А. Ульяновская с жалованьем в 120 р.
Священниками Тетринского прихода служили: 1) Клеоник Митрофанов с 24 июня 1848 г. до 1856 г., 2) Гавриил Гурьев до 1857 г.; 3) Константин Инокентиев Попов по 1861 год; 4) Николай Александров Истомин с 1862 г. по 1864 год; 5) Эвкзакустодиан Титов с октября 1865 по 1875 год; 6) Николай Иоаннов Шмаков с 1876 по 1882 год и 7) Василий Александров Сырнев с 1883 по июль 1891 г.
Ныне состоит священником Павел Васильев Дмитриев, 53 лет, кончивший курс семинарии по 2-му разряду; на службе в должности сельского учителя с сентября 1865 по август 1866 г; в сане диакона с 8 сентября 1866 г., священника с 7 февраля 1871 года; на занимаемом месте с августа 1891 г. Диакон, на псаломщической вакансии, Николай [246] Александров Иоилев, 45 л., увол. из средн. отдел. духовн. учил., на службе с 1866 г., в настоящем приходе с 1879 г. и в caне диакона с 1893 г.
Кузоменский приход //КИОПЦ Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. - Вып.III. - С.246-247.
299. Кузоменский приход6
Кузоменский приход состоит из одного села Кузомени, лежащего на том же юго-восточном берегу Кольского полуострова, в 67-ми верстах от Тетринского прихода, в 18-ти от Варзугского, в 480-ти от г. Колы и в 1087-ти от Архангельска летним трактом и в 987-ми - зимним. Жителей в нем к 1896 г. состояло 316 м. п. и 363 ж. п., дворов 123.
Село Кузомень до 1861 г. входило в состав Варзугского прихода, но в сем году обращено в самостоятельный приход. В нем в настоящее время четыре церкви: 1) Димитриевская главная (холодная) с тремя престолами: главный (средний) в честь вкмч. Димитрия Солунского, южный - во имя Всемилостивого Спаса и северный - в честь св. благоверного и великого князя Александра Невского. Церковь эта устроена в 1887 г. в память мученической кончины Императора Александра II; завершается она пятью главами, кои крыты железом так же, как и кровля храма; наружные стены обшиты тесом и окрашены белилами. 2) Сретенская однопрестольная церковь устроена в 1863 г., одноглавая, также обшита тесом и окрашена. 3) Покровская приписная, построенная из часовни в 1861 г., и 4) Димитриевская упраздненная, устроенная в 1845 г. Утварью, ризницею и богослужебными книгами первые три церкви достаточны. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 92 р. 32 к., свеч продано 8 п. 15 ф. на 481 р. 50 к., из коих чистой прибыли оказалось 216 р. 79 к.
В с. Кузомени с 1862 г. существует сельское училище, в коем в 1895/6 уч. г. обучалось 26 мальч. [247] и 12 дев. Законоучитель - местный священник - получает жалованья 100 р. в год.
Причт (священник и псаломщик) владеет тремя сенокосными пожнями, с коих снимается до 40 пуд. сена на сумму в 24 р., получает жалованья - священник 140 р. и псаломщик 50 р. и дохода до 800 р. Из двух причтовых домов священнический устроен в 1895 г., а псаломщический очень ветх, как построенный еще до открытия прихода.
Священником состоит Алексей Иоаннов Синцов, 45 л., из средн. отд. арханг. семин., на службе в должности сельского учителя с 15 окт. 1869 г. по 20 окт. 1871 г., в должности псаломщика и учителя с 30 дек. 1872 г, до 20 июня 1876 г., когда посвящен был в сан священника, на занимаемом месте с 24 июня 1880 г. Должность псаломщика исполняет священник Иннокентий Яковлев Подосенов, 50 л., увол. из низш. отд. арханг. семин., на службе в должности дьячка с 1 авг. 1866 г., в сане священника с 29 авг. 1882 г., в занимаемой должности с 9 авг. 1893 г.
[Истомин М.Н.] Варзугский Петропавловский приход //КИОПЦ Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. - Вып.III. - С.247-257.
300. Варзугский Петропавловский приход7
Варзугский Петропавловский приход в настоящее время состоит из одного села Варзуги, расположенного по обоим берегам реки Варзуги, в 23 верстах от впадения ее в Кандалакшскую губу, в 18-ти от села Кузомени с одной стороны и в 27-35 от Кашкаранского прихода с другой, в 500-х от г. Колы и в 1040 от г. Архангельска. Жителей в нем к 1896 г. состояло 396 м. п. и 426 ж. п., дворов 146.
Означенный состав прихода окончательно определился только с 12 декабря 1890 г. До сего же времени половина (меньшая) с. Варзуги, находящаяся [248] на правом берегу реки, где имеется Успенская церковь, вместе с дер. Кашкаранской и Сальницкой составляли особый Варзугско-Успенский приход. Затем, по указу Св. Синода от 12 дек. 1890 за № 4529. Успенская половина с. Варзуги присоединена к Петропавловской и образован из них один Варзугско-Петропавловский приход; а из деревень Кашкаранца и Сальницы, приписанных к бывшему Варзугско-Успенскому приходу, и из Оленицы, входившей в состав Варзугско-Петропавловского прихода, учрежден особый Кашкаранский приход. Затем, в состав Варзугских - Петропавловского и Успенского приходов входили до 1844 г. вышеописанные Тетринский и Чапомский приходы и до 1881 г. - Кузоменский.
Первыми русскими насельниками в Варзуге, как и по всему поморью, были новгородские выходцы, привлеченные обилием рыбных промыслов. Причиною же возникновения селения в 23-х верст, от моря, за 5-ти верстными порогами реки, было, вероятно, желание жителей несколько обезопасить себя от нападений шведо-норвежцев, о хищнических подвигах коих на Кольском полуострове и вообще по берегам Белого моря достаточно извстно8. Увеличению населения способствовала и самая отдаленность края от административных центров; как видно из грамот - митрополита Новгородского Киприана от 1629 г., Царя Михаила Феодоровича от 1643 г. и пaтpиapxa Иоакима от 1676 г. (Архив Соловецкого мон.), в Варзуге нередко селились беглые - лопари (семиостровские), кореляки, солдаты и даже немецкие перебежчики.
С течением времени земли и угодья с их насельниками обращаются в вотчины бояр Новгородских. Известной Марфе Борецкой принадлежал недальний от Варзуги (15-20 верст) Кашкаранский берег. Затем являются здесь вотчины монастырей: Соловец[249]кого, Спасского - Нового Спаса (ныне Спасо-Прилуцкий приход, в 50 в. от Архангельска), Сийского, а может быть и др. Наглядными памятниками бывших здесь монастырских владений могут служить луга (пожни), до сего времени называемые «Соловецким», «Спасским», «Троицким», «Сийским» и т.п. Позднее образуется вотчина патриаршая. Поэтому, по духовным росписям второй половины прошлого стол[етия], прихожанами Варзугских приходов (в состав коих входили селения трех вышеописанных приходов - Чапомского, Тетринского и Кузоменского - и нижеследующих Кашкаранского и отчасти Умбского) были крестьяне бывших вотчин: патриаршей, Соловецкой, Сийской (Успенский прих.) и Спасской (Петропавловский).
Село Варзуга издавна служила для окрестного населения центром в религиозно-церковном, административном и торговом отношениях. Здесь проживали не только единственные на сотни верст в окружности - священно-церковнослужители, но и apxиепископские (митрополичьи), монастырские и патриаршие приказчики; здесь же была таможня9. Позднее - до 50 гг. настоящего столетия здесь же было сосредоточено волостное и сельское управление, была сельская расправа, происходил раздел и продажа тоней и т.д. Зимняя торговля с лопарями (с половины ноября до начала января, а главным образом около Николина дня - 6 декабря) еще и ныне происходит более всего через Варзугу: лопари пригоняют на продажу оленей, привозят оленьи кожи, рыбу и т.п., закупая здесь (и в Кузомени) необходимые в их быту предметы; здесь же (и в Кузомени) они нередко удовлетворяют и свои духовные нужды: крестят детей, исполняют христианский долг исповеди и св. причащения.
Древнейшими (нам известными) документами, свидетельствующими о давности церковно-приходской [250] жизни в Варзуге, нужно: признать 1) тарханную грамоту новгородского apxиeп. Геннадия от 1491 г. об освобождении от архиепископских сборов Варзугской, принадлежащей Соловецкому монастырю, церкви10; 2) затем грамоту преосвящ. Афанасия, apxиeп. Холмогорского и Важеского, от 1683 г. церковному приказчику патриаршей вотчины Митьке Гундолову с крестьяны, на построение новой (ныне упраздненной и разобранной) Зосимо-Савватиевской церкви, вместо таковой же «ветхой»; 3) о древности прихода свидтельствует, также упраздненная и разобранная в 1877 г. Афанаcиeвская церковь, которая была построена, как видно из надписи на храмозданном кресте, «лета 7105 м-ца апреля в 10 день», т.е. в 1597 г.
Приходское предание считает из бывших двух Варзугских приходов древнейшим приход Успенский, но и Петропавловский, по крайней мере, уже, в конце XVII ст. следует признать существовавшим самостоятельно, что видно из надписи на колоколе: «202 г., купил сей колокол Варзугской волости в церковь, верховных апостол Петра и Павла и св. Николая Чудотворца на церковные деньги каргополец Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф.»; а также - на напрестольном деревянном кресте, «лета 7205 маия в 24 день положил сей крест каргополец Андрей Евсигниев сын Попов, да сын его, Иван Андреев».
Из четырех, ныне существующих в с. Варзуге церквей (по две в обеих половинах селения), 1) древнейшая, - во имя Успения Божией Матери, деревянная, верхшатровая, одноглавая, в основании имеющая форму равноконечного креста, с папертью-галереей со всех сторон кроме восточной, вышиною около 15 саж., - построена в 1674 г., как видно из надписи на храмозданном деревянном восьмиконечном кресте: «освятися алтарь Господа Бога и Спаса [251] нашего И. Христа и водружен бысть крест cий в церкви Успения Богородицы в лето 7182 м-ца августа в 9 день, при благочестивом царе и В. Кн. Алексее Михайловиче всея Великия и Малые и Белые России Самодержце, меж патриаршеств, и при Митрополите Иоакиме Великого Новаграда и Великих Лук». Храм сей стоял без ремонта до 1847-8 гг., когда был перекрыт, снаружи обит тесом и окрашен охрою; в 1888-95 гг. храм снова отремонтирован: перекрыт, обит снаружи (начиная с главы) и внутри и окрашен, причем первоначально он был по возможности, выпрямлен, так как сильно наклонялся на юго-западную сторону. Величественный пятиярусный иконостас сей церкви почти современен постройке ее, что видно из надписи на одной доске: «освятися олтарь... в церкви Пресвятые Богородицы честного и славного Ее успения в лето 7185 г. м-ца августа в 9 день, при державе...» Этот иконостас был поновлен в 60-х гг. наст. стол. (не совсем удачно) и ныне вновь требовал бы самого тщательного исправления, как дов[ольно] замечательный памятник церковной живописи ХVП в., на что и обращаем внимание благотворителей и любителей церковной старины, так как местных средств едва лишь достаточно для поддержания 4-х приходских церквей в более или менее приличном виде.
Вероятно, означенная церковь не первая; к сожалению, не можем с уверенностью сказать, о какой именно Варзугской церкви говорится в вышеупомянутой грамоте от 1491 г.; наименование же древнейшего прихода Успенским позволяет предположить и древнейшую церковь того же имени.
2) Церковь - во имя Св. и Чудотворца Николая, с приделом во имя прор. Илии, - деревянная, с шестью главами (6-я глава на приделе), с папертью, крыта на 4 ската, квадратной формы, - построена, как видно из надписей на храмозданных крестах и таковой же на доске из старого иконостаса, в 1705 г. и освящена - первый придел 28, а второй - [252] 29 июня того же года. Церковь эта ремонтировалась в 1836, 41-8 и 92-3 гг., причем в последнем случае было совершено вновь освящение храма - Св. Николая 8-го и пр[орока] Илии 9 апреля 1893 г. свящ. Михаилом Истоминым, совместно с священниками - Кузоменским Алексем Синцовым и Умбским Иоанном Окуловым. Прежние иконостасы были заменены новыми, с поновлением старых и написанием новых икон, работанными в Соловецком монастыре для Ильинского храма в 1851 г. и Никольского в 1864 г.
3) Церковь - во имя св. Апостола Петра и Павла, деревянная, одноглавая, крыта на 4 ската, в виде корабля, построена в 1864 г. и освящена 1 декабря того же года благоч., Понойским священ. Дмитрием Перовским, совместно с священниками Кузоменским Григорием Орловым, Варзугско-Успенским Михаилом Томихиным и местным Василием Гурьевым. Этой церкви предшествовали другие того же наименования, но более ранней постройки, историю которых восстановить, к сожалению, трудно. Из вышеприведенной надписи на колоколе известно, что в 1694 г. был храм (или храмы) в честь Николая Чуд. и апост. Петра и Павла. Затем из других источников известно, что 5 июля 1757 г. был освящен новый Петропавловский храм, который затем сгорел 30 марта 1853 г. В 1857 г. опять устроена была новая Петропавловская церковь, также сгоревшая 21 дек. 1862 г. Вместо последней устроена ныне существующая и освящена в 1864 г.
4) Церковь - во имя преп. оо. Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, и св. Афанасия Александрийского, двухпрестольная, деревянная квадратной формы, одноглавая, крыта на 4 ската; построена она вместо двух пришедших в ветхость вышеупомянутых - 3осимо-Савватиевской, устроенной в 1683 г: и Афанасиевской - в 1597 г., по благословенной грам[оте] преосвящ. Макария от 17 февраля 1878 г.; освящениe первого придела было совершено 16 августа 1882 г. священниками: местным Сильвестром Заринским, [253] Кузоменским Алексием Синцовым и Умбским Савватием Гурьевым, а второго - теми же лицами - 17 января 1883 г. Иконостасы и иконы в обоих приделах новые, за исключением 2-х храмовых икон и 1 Спасителя; много древних икон находится в алтарях и паперти сей церкви11.
При сих церквах две деревянных колокольни: одна при Никольской и Петропавловской - построена в 1885 г., вместо древней ветхой, время построения коей неизвестно. Другая при Успенской и Зосимо-Савватиевской церквах, неизвестно когда и кем устроенная, как значится в прежних описях церквей. На первой из них 7 колоколов: 1-й весом 125 п. 11 ф., с вышеприведенною надписью кругом и на боку: «лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины»; 2-ой весом 13 п. 14 ф., с надписью кругом: «лит сей колокол к церкви Николая Чудотворца в Варзугу - 1755 г.», а на боку: «лил мастер Иван Христофоров»; прочие без надписей. На второй 4 колокола; из них на одном, вес. 21 п., надпись: «лил сей колокол Иван Христофоров, дьячок Кегостровский - 1771 г.»; и на другом, вес. 10 п.: «DE+EER+AEN+CODT+CLAES+IAN+SN+MI+FECIT+AO 167 (т.е. 1659 г.?)»; другие два без надписей. Деревянные ограды построены: на Успенской стороне села в 1889 г., а на Никольской - в 1890 г.
[254]
Описанные церкви никаких аренд[ных] статей не имеют, а содержатся исключительно на доброхотные пожертвования (в 1895 г. 44 р.) немногочисленных прихожан, а также на свечную (продано 8 пуд. 13 ф. и выручено чистой прибыли 189 р. 80 к.) и кружечно-кошельковую суммы (47 р. 9 к.). Открытое в 1895 г. церковно-приходское попечительство наличными средствами пока не располагает.
В церковном архиве хранятся немногие указания и т.п. с 1740 гг., церковные документы: метрики, дух[овные] росписи, приходно-расходные и обысковые книги, описи церквей и т.п. с 1770 гг.; в церквах и кладовых немалое количество икон древнего письма, между прочим резная икона (2 ар. выш.) муч. Параскевы Пятницы, - вышеупомянутые храмозданные кресты, два слюдяных фонаря, два подсвечника, в виде столбов-тумб, с железными верхами для свеч, 6 Евангелий, два прибора священных сосудов и 4 напрестольных креста, относящиеся к прошлому XVIII ст., медное литое паникадило, весом около 5 пуд., в Успенской церкви, и 4 таких же мелких в др. церквах и т.п. По распоряжению епарх. Начальства, отослано в Епарх. Церковно-археологический Комитет - в 1890 г.: 3 оловянных потира и 3 таковых же дискоса и 1 звездица, 1 серебряная звездица и 1 медная, дарохранительница деревянная (в виде креста), дарохранительница оловянная, напрестольный деревянный, под сребропозлащенным окладом (вышеупомянутый) крест, кожаный с кистями священнический пояс, часовник Могилевской печати XVIII в. и др.
C достаточною вероятностью можно предположить, что первоначально служителями в Варзугских храмах были монашествующие монастырей: в Успенском приходе - Соловецкого, в Петропавловском - Спасского. Это отчасти подтверждается синодиками сих церквей, из коих в синодике первой в ряду «священнослужителей храма сего» стоят на первом месте имена иеромонахов: Варсонофия (утопшего), [255] Исмаила и 7 друг[их] иноков Соловецких, погребенных при сей церкви, затем - род преп. Зосимы, святителя Филиппа и т.д. Равным образом и в синодике Петропавловской церкви в ряду священнослужителей значатся имена: схимонаха Евфимия, священноиерея инока Нафанаила, и также роды пр. Зосимы и св. Филиппа. Ряд священнослужителей из белого духовенства возможно проследить по документам только с половины ХVIII ст. Именно, согласно памятной книге 1822 г. и церковным документам, в Петропавловском приходе были следующие священники: 1) Игнатий Федоров Попов, из крестьян, с 1736 г. до смерти в 1761 г.; 2) Иоанн (фамилия не известна), присланный на покаяние из Кевролы (посл[еднее] слово в пам[ятной] книге написано очень неразборчиво), с 1761 до 1764 г., когда возвращен и прежний приход; 3) Алексей Степ[анов] Федотов (также, по-видимому из крестьян), с 1764 г. до смерти в 1795 году; 4) Василий Кириллов Гурьев, из дьячков сего прихода, сын дьячка Успенского прихода, с 1795 г. до 1836 г., когда лишился зрения; умер в 1842 г.; 5) сын его Гавриил Васильев Гурьев, из дьячков сего прихода, с 1836 г. до 1845 г., когда перемещен в Понойский приход; 6) Василий Дмитриев с 1845 до августа 1882 г., когда уволен на покой; умер 3 июля 1888 г.; 7) Василий Григорьев Дьячков с августа 1883 г. до смерти 12 января 1884 г.; 8) Сильвестр Иоаннов Заринский с апреля 1884 г. до смерти 24 октября 1884 г.; 9) Иннокентий Яковлев Подосенов, из Солзенского прих[ода] Арх. у., с августа 1887 г. до февраля 1893 г.
В Успенском приходе священствовали: 1) Стефан Гурьев, из крестьян Спасской вотчины, малограмотный, священствовал с 1745 г. до смерти в 1791 г.; 2) сын его Иоанн, «в школах не бывал», из пономарей того прихода, с 1791 до смерти в 1795 г.; 3) Дмитрий Кириллов Гурьев, с 1796 до 1839 г., сын дьячка того прихода, в 1780 г. 11-ти лет взятый в семинарию и с 1788 г. бывший поно[256]марем в Петропавловском прих[оде]; 4) Сын его Василий Дмитриев Гурьев, с 1839 до 1845 г., около 10 л. обучавшийся в семинарии (Д.У.), с 1826 до 1838 г. был дьячком в Успенском приходе, в 1838 г. посвящен во диакона в Мудьюгу - Арханг. у.; 5) Алексей Васильев Алексевский, до 1851 г, из кончивших курс семинарии. При нем состав причта был четырехчленный: диакон Диомид Козмин, дьячок Степан Терентьев и пономарь Александр Гурьев; 6) Михаил Павлов Томихин, с 1853 до 1871 г., студент семинарии. По выходе Томихина в приходе священника не было до 1877 г., когда поступил 7) Сильвестр Иоаннов Заринский, служивший до 1884 г.; 8) Николай Шкорбатов с 1884 до 1885 г.; 9) Михаил Николаев Истомин, с сентября 1886 г. до конца 1890 г., когда приход Успенский закрыт и причт перемещен в новооткрытый Кашкаранский приход.
В настоящее время причт Варзугский двухчленный: священник Михаил Истомин, 33 лет, студент семинарии, в сане священника с 18 сент. 1886 г. и на занимаемом месте с 1 июля 1893 г. Псаломщик Александр Иванов Сидоров, 52 л., увол[ен] из низш. отдел. дух. учил., на службе с 1860 г., в сем приходе с 1892 г.
Во владнии причта находится около 41/2 дес. сенокосной земли (на две коровы); жалованья положено - священнику 137 р. 20 к., псаломщику - 58 р. 80 к., так что причт, при отсутствии хлбопашества, содержится, главным образом, на доброхотные даяния прихожан за требоисправления, поминовение и т.п., каковых получается в год от 400 до 500 рублей.
Причтовые дома построены на церковно-общественную сумму: священнический в 1889 г., псаломщический в 1893 г. и для просфорни из старого псаломщического - в том же 1893 г.; необходимые службы при них имеются.
Церковно-приходская школа открыта в 1884 г., помещается в собственном здании; тут же квартира [257] для учителя, каковую должность с сентября 1895 г. занимает уволенный из I кл. арханг. семинарии - Михаил Соколов, получающий вознаграждение 36 р. в год от Епарх. Училищн. Совета и 120 р. от общества, которое отпускает также 20 р. в год на прислугу, отопление и освещение для школы; здание школы застраховано обществом в 400 р. В 1894-5 уч. г. обучалось в школе 35 м. и 6 девочек; Закон Божий преподается священником безмездно.
(примечание qwercus'a: Архив Соловецкого монастыря ныне находится в РГАДА (ок. 10 тыс ед.хр.), его библиотека хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки)
[Павловский Н.М.] Кашкаранский приход //КИОПЦ Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. - Вып.III. - С.257-260.
301. Кашкаранский приход12
Кашкаранский приход состоит 1) из села Кашкаранца, на Терском берегу Белого моря, в 27 верст по зимнему пути и в 68 по летнему от села Варзуги, в 95 от нижеследующего Умбского прихода, в 435 от г. Колы и в 1004-х от г. Архангельска; 2) из дер. Оленицы, в 35 верстах от Кашкаранца, и 3) Сальницы - в 15-ти. Жителей в них к 1896 г. состояло 252 м. п. и 252 ж. п., дворов 79.
Судя по сохранившейся в архиве Соловецкого монастыря дарственной грамоте Марфы Посадницы пр. Зосиме от 1470 г. на рыболовные тони от «Кашкаранского ручья до красной щелейки», нужно думать, что первыми насельниками Кашкаранца были новгородцы, затем иноки Соловецкой обители, высылавшиеся сюда для ловли рыбы. Вместе с прочими селениями на юго-восточном берегу Терского берега (вышеописанные приходы - Чапомский, Тетринский и Кузоменский), Кашкаранец, Сальница и Оленица принадлежали Варзугским приходам - Петропавловскому (Кашкаранец и Сальница) и Успенскому (одна часть Оленицы, а другая Умбскому). В самостоятельный же приход означенные три селения обращены по указу св. Синода от 12 декабря 1890 года за № 4529.
[258]
В Кашкаранце с давнего времени существовала часовня в честь Тихвинской иконы Божьей Матери13, построенная иноками Соловецкого монастыря, жившими здесь на приказе при рыбных ловлях, над телом инока Астерия. Об этом в указе Архангельской Духовной Консистории от 1816 года рассказывается следующее, на основании рапорта благочинного Кольского священника Иоанна Дьяконова. В давних летах жил в Кашкаранцах на приказе при рыбных ловлях Соловецкого монастыря инок Астерий. Случилось, что в одну весну собралось в Кашкаранцы «довольное количество народа» для промысла морских зверей. Появилась среди промышленников цинготная болезнь, от которой «немалое число умирало народу, а иные живы были, но тем недугом одержимы». Когда же преставился Астеpий, цинга стала ослабевать; больные же, приходя ко гробу его, получали исцеление. Донесли об этом духовным властям Соловецкого монастыря, которые и приказали перевезти тело Астерия в Соловецкий монастырь. Отправившись по вечеру из Кашкаранца «при способном ветре», путники думали по утру к свету прибыть к монастырю, в 150-ти верстах; шли парусами всю ночь, но при рассвете увидели, что они в Кашкаранцах. Тогда тело Астерия погребено в Кашкаранцах, а над ним построена часовня.
Кроме Астерия, в той же часовне погребены Авксений и Tapacий. Это также монашествующие Соловецкого монастыря, заведующие рыбными ловлями. Как видно из резолюции преосв. Парфения, прописанной в названном выше указе, над телами этих Соловецких трудников служились панихиды, и преосвященный ничего не велел прибавлять к прежнему чествованию их: «что прежде над сими именуемыми мощами преподобных было отправлено (о - яемо?), то и теперь отправить ( - лять?), ничего не прибавляя».
[259]
Описываемая часовня существовала до 1866 года, но в сем году обращена в церковь через пристройку алтаря. Церковь эта освящена была 16 декабря 1808 года в честь Тихвинской ик[оны] Божьей Матери. Но так как она оказалась малопоместительной, то в 1878 г. была совершенно перестроена, кроме алтаря, который остался прежним. К несчастью, церковь эта в 1894 г. 29 октября сгорела до основания, от неизвестной причины. Из имущества ее при пожаре почти ничего не вынесено. Вместо сгоревшей, 8 июля 1895 г. начата постройкою новая церковь того же наименования, освященная 11 сентября того же года священниками: варзугским Мих. Истоминым, местным Н. Павловским и кузоменским А. Синцовым. Церковь эта ризницею достаточна, хотя не располагает никакими арендными статьями, а содержится исключительно на выручку от продажи свеч (в 1895 г. 2 п.), на кружечно-кошельковый сбор и пожертвования, из каковых источников в 1895 г. поступило свыше 200 р. Кроме того, содержанием церкви озабочено церковно-приходское попечительство, открытое в 1894 г. Церковь эта устроена на средства (5.500 р.) купца Конрада Галтера. Высота ее 8 саж., длина 9 саж., ширина от 3 до 5 саж.; крыта желзом; колокольня в одной связи с церковью.
Приписная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи находится в деревне Оленице, в 35 верстах от Кашкаранца. Построена она в 1894 г., на средства местных крестьян и освящена в том же году 28 декабря благочинным священником Михаилом Истоминым. Церковь эта уже вторая в Оленице; первая, также в честь Рождества Иоанна Предтечи, была построена в конце 50-х и в начале 60-х гг. настоящего столетия, на отпущенную правительством сумму; но вскоре обветшала от влажности почвы, почему и была разобрана в 1894 г.
Небольшая часовня, в виде абмара, находится в 7 верстах от Кашкаранца на морском берегу. В ней погребен неизвестный инок, тело которого найдено [260] на берегу или вытащено из моря неводом при рыбной ловле.
Церковно-приходская школа открыта в 1891 г. 9 августа; помещается в причтовом доме. Учащихся к 1 января 1896 г. было 18 мальчиков и 7 девочек. Законоучитель - местный священник Николай Павловский, учителем с сентября сего 1896 г. состоит уволенный из VI класса семинарии Мих. Лукин Семенов, получающий 120 р. в год.
Причт состоит из священника и псаломщика; жалованья на причт положено 200 руб; доходу в 1895 г. получено 180 р. 50 коп. Сенокосной земли у причта до 2-х десятин. Причтовый дом деревянный, двухэтажный.
Первым приходским священником был Михаил Николаев Истомин, с 12 декабря 1890 г. до 1 июля 1893 г. Ныне священником состоит Николай Михайлов Павловский, 27 л., кончивший курс духовной семинарии, на службе в сане священника с 14 сент., 1893 г. И. д. псаломщика Стефан Васильев Сидоровский, 51 л., из средн. отдел. Шенкурского духовн. училища; на епархиальной службе с 1859 г. по 1872 г. и вторично с 1895 г.
Умбский приход //КИОПЦ Архангельской епархии. - Архангельск, 1896. - Вып.III. - С.260-262.
302. Умбский приход14
В состав Умбского прихода входят: 1) село Умбское с приходским в нем храмом в честь Воскресения Христова, лежащее на Терском берегу Кольского полуострова, при устье р. Умбы, впадающей в Кандалакшскую губу, в 95-ти верстах от Кашкаранской церкви, в 70-ти от Ковдской (Кемского уез., на противоположном берегу губы), от г. Колы в 340-ка и от г. Архангельска почтовым трактом в 850-ти и летним морским путем в 500-х; 2) дер. Порьегубская с приписною в ней церковью, в [261] 30-ти верстах от Умбы, на том же Терском берегу, по направлению к Кандалакшскому приходу Кемского у.; 3) дер. Кузрека, с приписною церковью, в 30-ти же верстах по направлению к Кашкаранскому приходу, и 4) Вялозерский лопарский погост, в 40 верстах вверх по р. Умбе, вглубь Кольского полуострова. Жителей в них к 1896 г. состояло 346 м. п. и 416 ж. п.; дворов 139. Самым населенным местом является село Умба (184 м. п. 223 ж. п., дворов 74) и самым, наоборот, малолюдным Вялозерский лопарский погост (24 м. п., 24 ж. п. при 8 дворах).
Село Умба, подобно прочим поморским селениям, в древние времена было вотчиною Соловецкого монастыря, устроившего здесь (время неизвестно) церковь в честь Воскресения Христова с приделом во имя Кирилла Белозерского15. Затем, с отобранием всех вотчин, Умба с названными тремя селениями, по отдаленности их от Кандалакшского и Варзугского приходов, обращена была в самостоятельный приход, в котором стал жить причт из белого духовенства вместо монашествующего. Так об этом можно предполагать из того обстоятельства, что хранящиеся в церковном архиве духовные росписи не восходят далее 1783 г., а метрические книги - 1792 г.
Время построения Соловецким монастырем первой церкви неизвестно. Известно только, что до нынешней церкви, освященной в 1894 г., была в Умбе более древняя, устроенная в 1765 г. и упраздненная за ветхостью в 1892 г., так что до освящения новой богослужение (молебны, панихиды, всенощные бдения, обедница и т.п.) совершалось в молитвенном доме. Новоустроенная приходская церковь, имеющая пока один главный Воскресенский престол, освященный 3 июля 1894 г. еп. Никанором, будет иметь, подобно разобранной, еще два придельных - в честь св. первоверховных апост. Петра и Павла и Знаменской иконы Божьей Матери. Стены этой церкви пока не обиты [262] тесом; колокольни при ней нет. Всеми принадлежностями богослужения, исключая книг, достаточна. В пользу ее прихожанами уступлена семужья тоня по р. Вельмушке, дающая от 10 до 20 р. в год. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 61 р. 90 к.; свеч продано 4 п. 7 ф. на 204 p. 90 к., в том числе чистой прибыли выручено 37 p. 15 к. Дальнейшей достройкой храма озабочено попечительство, открытое 15 янв. 1895 г.
Порьегубская приписная церковь, в честь Николая Чудотв[орца], устроена в 1776 г., вероятно, на средства Соловецкой же обители, и Кузрецкая во имя Сретения Господня, устроена в 1885 г. на средства жителей.
Церковно-приходская школа открыта 18 ноября 1892 г., помещается в собственном доме, устроенном в 1895 г. Учащихся к 1896 г. состояло (27 мальч. и 5 дев. Учительница, девица М.А. Синцова, получает 120 р. в, год, законоучитель - местный священник - преподает безмездно.
Причт имеет сенокосную пожню на 40-50 пуд. сена, получает (с 1896 г.) жалованья 392 р.; дохода поступает ежегодно до 200 р. и семгою от прихожан до 100 р.
Священником состоит Иоанн Тимофеевич Окулов, 28 л., конч[ил] курс семин. по 2 разр., на службе в должности псаломщика с 1890 г., в сане священника и на занимаемом месте с 14 мая 1892 г. Псаломщик Николай Авдиесов Безпутин, 22 л., увол. из 3 кл. дух. семин., на службе и в настоящем приходе с 6 мая 1892 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
Понойский приход
[233]
1 Извлечено свящ. Смирновым из описания, представленного приходским священником Н.И. Шмаковым.
[235]
2 Церковная Ист. Доброклонского, ч. 2, стр. 19.
3 См. там же Христ. в пред. Арх. eп., стр. 30.
Чапомский приход
[242]
4 См. Клир. ведом. за 1895 г.
Тетринский приход
[244]
5 Составлено приходским свящ. П. Дмитриевым.
Кузоменский приход
[246]
6 См. Клир. вед. за 1895 г.
Варзугский Петропавловский приход
[247]
7 Составлено приходским свящ. Мих. Истоминым
[248]
8 Вблизи селения есть место под названием «Немецкая падь», где по преданию погибла шайка этих хищников, не достигнув своей злой цели.
[249]
9 См. в apxиве. Солов. мон. грам. царя Бориса Годунова от 1599 г., патpиapxa Иоакима от 1676 г., его же от 1681 г., и apxиeп. Афанасия от 1683 г.
[250]
10 Наход. в архиве Солов. м-ря, указана преосвященным Никанором в бытность его в июле 1894 г. в с. Кузомени.
[253]
11 В 1893 г. в кладовой Петропавловской церкви найден холщовый св. антиминс, с ясными следами гвоздей, коими он был, по древнему обычаю, прикреплен к престольной доске, поверх срачицы, относящийся, как видно из надписи на нем, к концу 50-х или началу 60-х гг. XVII ст., но без обозначения храма. Согласно же приходскому преданию, в с. Варзуге существовал храм во имя преп. Ceprия Радонежского, на престольном месте коего еще в 30-х годах наст. ст., по словам старожилов, был сруб и крест справа от алтаря Никольской церкви; и в настоящее время 25-го сентября - день преставления преп. Сергия - чтится, как храмовой праздник. Очень может быть, что этот антиминс (представленный Преосвящ. Никанору) с престола Сергиевского храма.
Кашкаранский приход
[257]
12 Составлено приходским свящ. Ник. Павловским.
[258]
13 Часовня была в 1725 году, как видно по надписи над рукописью «Слова о явлении Тихвинской ик[оны] Божьей Матери».
Умбский приход
[260]
14 См. Клир. вед. за 1895 г.
[261]
15 См. Христ. в предел. Арх. еп., стр. 37.
© текст, Дмитриев П.В., Истомин М.Н., Павловский Н.М., Шмаков Н.И., КИОПЦ, 1896
© OCR, HTML-версия, Шундалов И.Ю., 2006-2008