Статья посвящена анализу документации, касающейся организации и ведения промыслов в волости Варзуга на Терском берегу Белого моря (совр. Мурманская область) в XVII—XVIII веках. Она дополняет обзор хозяйственных книг других монастырей, имевших угодья на Мурмане в XVII в., сделанный А.И. Андреевым в 1929 году. Статья размещена с разрешения автора.
Филин П.А. «Варзужская служба» Соловецкого монастыря в XVII—XVIII веках по документам Российского Государственного Архива древних актов //Массовые источники истории и культуры России XVI—XX вв.: Мат. XII Всерос. конф. «Писцовые книги и другие массовые источники истории и культуры России XVI—XX вв.: Проблемы изучения и издания», посв. памяти В.В. Крестинина, Архангельск, 19–23 июня 2001 г. /Отв. ред. Г. В. Демчук. — Архангельск, 2002. — С.328–334.
«Варзужская служба» Соловецкого монастыря в XVII—XVIII веках по документам Российского Государственного Архива древних актов
[328]
Волость Варзуга, располагавшаяся на южном побережье Кольского полуострова (Терском берегу Белого моря), являлась одним из крупнейших и наиболее богатых неземледельческих регионов Поморья. Основой жизни населения этой волости были морские и речные промыслы, и, прежде всего, лов семги.
В XVII–XVIII веках (до указа о секуляризации 1764 года) промысловые Варзужские угодья находились во владении Соловецкого, Новоспасского, Троице-Сергиева монастырей, а также патриарха. Каждый из них имел в волости свое подворье, где жили приказчики и слуги. Они управляли хозяйством и следили за поступлением доходов. Соловецкий монастырь на Терском берегу имел наиболее развитое и хорошо отлаженное промысловое хозяйство — «Варзужскуго службу». В фонде Соловецкого монастыря Российского Государственного архива древних актов (РГАДА) хранится многочисленная и подробная документация, касающаяся организации и [329] ведения промыслов в волости Варзуга в XVII–XVIII веках. Это «тонные книги», «приходно-расходные книги», доношения монахов и служителей из Варзуги о состоянии промыслов, ведомости о выдаче провизии промышленникам «Варзужской службы», приказы настоятеля монастыря и т. д. Большинство документов до сих пор не было введено в научный оборот.
Среди источников по истории промысловой деятельности монастыря большой интерес представляют «тонные книги», содержащие перечень названий промысловых участков. Термин «тонные» происходит от широко распространенного в Поморье понятия «тоня». Тоней называли определенный участок водоема с побережьем, приспособленный для ловли рыбы, и иногда боя морского зверя. Тони представляли собой экономические и хозяйственные ячейки рыбного промысла поморов. За отсутствием хлебопашества, они заменяли местному населению земельные наделы.
В фонде Соловецкого монастыря автором выявлено 4 «тонные книги» (16941, 17212, 17293, 17354). Последняя являлась копией «тонной книги» 1729 года.
Структурно «тонные книги» состояли из следующих частей: заглавия, списка участков и копий раздельных грамот на угодья между владельцами. Список участков, в свою очередь, делился на 4 раздела — угодья первой четверти, второй, третьей и четвертой, соответственно установившемуся в Варзуге обычаю делить все угодья и результаты промыслов на 4 равные части. Названия тоней в разных четвертях не совпадали. В «тонной книге» 1694 года рядом с подзаголовками «Вторая четверть», «Третья четверть», «Четвертая четверть» соответственно стояли даты 1695, 1696, 1697 г.5. Это означало, что первый год Соловецкий монастырь владел одними тонями, второй год другими и так далее, пока не проходил все участки Варзужской волости. Об этом же свидетельствуют формулировки в «тонных книгах» типа: «в 1729 году сия первая четверть была Соловецкая»6 или «сего 1721 года сия четвертая четверть — той мы четвертью владеем в промыслах»7. Через четыре года происходил передел участков и четверти снова следовали друг за другом «околицей». Переделы осуществлялись для того, чтобы наиболее [330] равномерно, соответственно своей доле, распределить разные по качеству и уловистости угодья между владельцами.
Поэтому «тонные книги» составлялись раз в четыре года и являлись документом, отражавшим результат периодического распределения промысловых угодий.
Всего монастырь в Варзужской волости ежегодно распоряжался 20–24 морскими тонями (в зависимости от результата передела и качества участков). Общее число морских тоней в волости менялось незначительно и колебалось около цифры 90.
Среди тоней Варзужской волости в «книгах» выделялись «Кошечные», «Чапомские» и «Каменные». «Кош» — название монастырского двора с лодейной пристанью в устье реки Варзуги8. Соответственно «Кошечные тони» — участки, расположенные в округе монастырского двора. «Чапомские тони» — участки около села Чапома на Терском берегу. «Каменные тони» скорее всего представляли собой угодья в округе тони Камень.
Другим источником по истории промыслов Соловецкого монастыря являлись «приходно-расходные книги» приказчиков «Варзужской службы». Эти книги состояли из двух частей — «прихода» и «расхода». В «приходной» части фиксировались денежные сборы за сданные в оброк тони, пожни и другие угодья. В «расходной» — деньги, уплаченные за покупку продовольствия, работу по изготовлению орудий лова, аренду карбасов и т. д. Эти книги составлялись ежегодно приказчиками-монахами, которые специально посылались в Варзугу смотреть за промыслами. Обычно их направляли на непродолжительный срок от 1 до 3 лет. Участвовали в составлении «приходно-расходных книг» и сельские старосты9. Рассмотрим более подробно «приходную» часть. Основным источником дохода являлись деньги за тони и другие промысловые угодья, которые сдавались на оброк (денежный оброк). «Приходно-расходные» книги четко фиксируют кому, какой участок и за какую сумму был отдан. Из 20–24 тоней, которыми Соловецкий монастырь распоряжался ежегодно, 5–6 участков отдавались на оброк. Другие тони оставлялись «про монастырский обиход», где промысел организовывался силами самого монастыря. Величина оброка зависела от того, на сколько был уловистым участок. В первой половине XVIII века наибольшая сумма оброка равнялась 9–10 рублям. Обычно тоней, сдаваемых за такую сумму, было 2–3. Остальные тони сдавались из оброка в 2–5 рублей. Только единичные, по всей видимости, самые плохие тони, стоили рубль и меньше. На некоторых участках ловили «двумя [331] неводами» — один сдавался на оброк, другим ловили на монастырь монастырские служащие. Так, в 1744 г. на тоне «Индерка» «один невод про монастырский обиход и другой невод отдан Ивану Михееву, взято четыре рубли и ему быть атаманом»10. То есть Иван Михеев назначался главой совместной промысловой артели из крестьян и соловецких служащих.
Тони отдавались «в кортому с публики и охочим людем» 1 января каждого года11.
На оброк могли взять тони только самые состоятельные крестьяне. Из года в год в документах середины XVIII века повторяются одни и те же фамилии — Никита Логинов, Никон Богданов, Назар Пирогов, Прокопий Заборщиков, Иван Михеев и т. д. Более того, один и тот же человек мог оброчить сразу несколько участков. Так, в 1750 году, соловецкий крестьянин Никита Логинов брал на оброк тоню «Песчанка» за 9 руб., «Ручеек» за 9 руб., «четверть Стрельны реки» за 3 руб., «четверть Чапомы реки» за 3 руб. и «Ондомозеро за 28 луков»12.
Кроме денег за тони, Соловецкий монастырь брал деньги за использование «тонных изб». В зависимости от их состояния и размера оброк колебался от 10 до 30 копеек.
Общая сумма оброчных сборов монастыря в 1751 году равнялась 113 руб. 92 коп. Из них за «тонские избы» — 3 руб. 54 коп., за тони — 96 руб. 32 коп., за пожни — 8 руб. 86 коп., за поезды (орудия лова в реках) — 1 руб. 20 коп.13.
Статьи расходной части «приходно-расходных книг» были невелики и составлялись преимущественно из аренды «тонских карбасов» и уплаты денег за заготовку дров, шитье одежды, изготовления прядена и т. д. В 1751 г. всего в расходе было 13 руб. 78 коп.14.
В «приходно-расходных книгах» не учитывались расходы на организацию поездок и работу соловецких трудников, а так же количество и вес пойманной семги. Эти материалы содержатся в «ведомостях о выдаче провизии работникам варзужского промысла», делах «об улове и доставке его в монастырь», переписке приказчиков с архимандритом Соловецкого монастыря и в других подобных документах.
Ежегодно на соловецкой лодье весной в Варзугу отправлялась промысловая экспедиция из трудников монастыря, которая, обычно [332] состояла из 11–16 человек. Вместе с трудниками посылалось продовольствие и необходимый промысловый и хозяйственный инвентарь. Требуемое число людей, припасов и инвентаря определялось в ходе переписки приказчика с архимандритом Соловецкого монастыря. По осени приказчик отсылал в монастырь «реэстр … что надлежит на лодье в оную Варзужскую службу бес чего минуть не можно...»15. В 1743 году 26 мая в Варзугу была послана лодья с 12 трудниками и припасами — муки ржаной 200 пуд., солодовой — 5 мер, круп ячных — 4 четверти, веревок липовых — 100 концов, пенки на гарвы — 12 пуд., гвоздей сапожных — 500, однотесных — 50 гвоздей, двутесных — 80, к карбасам шеимы ветхой — 100 сажень, парусины на 2 паруса, 5 ушат, 6 ведер, под припасами — 29 рогож, да 6 рублей16. Интересно, что, несмотря на разные запросы приказчиков, монастырь почти всегда посылал стандартный набор припасов, перечисленный выше, и очень редко отклонялся от этого списка.
То, что присылалось на «вешней лодье», использовалось для починки снастей и ремонта сооружений. Основные орудия труда — невода и гарвы хранились в Варзуге. Соль, смола и часть продовольствия выдавалась соловецким рабочим на месте из приобретенных в волости Варзужской службой припасов.
Кроме трудников, для работы на тонях монастырем нанимались крестьяне из покрута (доли в улове) в селах Терского берега. Об условиях покрута можно судить по «выписке коликое в даче от варзужского прикащика Кашкаранскому и Точиленским покрученником денег за 751 год». Из этого документа ясно, что покрученники нанимались за 4-ю или 5-ю долю улова. Доля, по всей видимости, зависела от качества тони. Монастырь платил по 50 копеек с пуда осенней семги и по 30 копеек с пуда межени, Так, на тоне Большая Точильня в 1751 г. на 2 человека вышло 4 руб. 11 коп., а в Кашкаранцах на 5 человек — 11 руб. 881/4 коп. Всего покрученникам в числе 11 человек было выплачено 17 руб. 81 3/4 коп.17. О том, каким образом распределялись деньги внутри артелей покрученников, документы ничего не говорят.
Когда в Варзуге определялось, какому труднику или покрученнику, в какое время (межень или осень) и где работать, писалось разрешение на промыслы. Например, «1731 года майя в день отпущен в Чавангу на межень монастырской трудник Григорей Артемьев а с ним покрученик Ерефей Кирилов промышлять. Дано им хлебных [333] припасов муки четверть, круп ячных и ржаных пол осмины. Масла коровья пять фунтов, два хлеба, две рыбы семги, четыре сети, два котла весом восемь фунтов, соли три пуда, мешек, безмен, гиря и трубка медные, кляч дватцать сем сажен, карбас с кошкой и с поводзом..., парус, поездница, куль под муку, долгари.., топор, дватцать четыре гарвы, квашня, бочка, ушат, два блюда, миска.., кафтан промышленной, матица, три рогожи, кад на рыбное соление»18. Таким образом, мы видим, что трудники и покрученники имели полное оснащение для ведения промысла за счет Соловецкого монастыря. В 1751 г. это оснащение обошлось Соловецкому монастырю в 134 руб. 601/4 коп.19.
Выловленная рыба отправлялась в монастырь либо на осенней лодье, либо, если таковой не бывало вследствие сложных погодных условий, на весенней лодье. О размерах уловов можно судить по «реэстру сколько привезено на варзуской лодьи рыбы семги...». В 1744 году всего в монастырь было доставлено «межени» 2657 рыб весом 283 п. 20 ф., «осени» — 5238 рыб весом 698 п. 20 ф. («Межень» и «осень» — сорта семги).
Соловецкий монастырь на своих тонях старался установить строгий порядок. Инструкциями архимандрита приказчикам вменялось в обязанность «смотреть над трудниками чтоб не пьянствовали, драк и ссор между собою и с посторонними отнюдь не чинили и припасов не тратили, равным же образом и вам того не чинить же под опасением жесточайшего истязания...». Что касается пойманной рыбы, то «никому отнюдь тайно или явно и ни под каким видом не продавать и в подарки не давать и не посылать и того накрепко над трудниками смотреть и им потешения из рыбы не давать и себе не брать». Более того, во избежание покражи семги, при ее сборе на лодью, «отдать каждому порознь несообщая тоня с тонею»20.
Для обслуживания промыслов на Терском берегу была создана целая инфраструктура, включавшая в себя центр — монастырский двор в «Кошу», а так же монастырский двор в Варзуге и промысловые избы и монашеские кельи на тонях. Монастырский двор в «Кошу» располагался в устье реки Варзуга и был обнесен тыном с воротами, внутри имел две улицы — переднюю и заднюю. Во дворе располагались келья братская, поварня, столовая, большой хлебный амбар, 8 других амбаров — «жирных» и «рыбных», баня с прирубом, ветряная мельница21. Среди двора располагался колодезь, имелась [334] конюшня, «лодейное пристанище»22. Известно, что братские кельи имелись на тонях Большая Точильня и в Кашкаранцах.
Для обслуживания промыслов, как уже было сказано, ходило большое грузовое судно — лодья. В фонде Соловецкого монастыря РГАДА автору удалось сделать интересную находку — чертеж и подробнейшее описание монастырской лодьи «Преподобный Зосима» 1791 года строения23. По сути, это первый известный чертеж традиционного поморского судна, который позволяет наглядно представить корпус лодьи, ее архитектуру и мореходные достоинства. Несмотря на то, что конкретно это судно было построено после указа о секуляризации, несомненно, лодьи именно такого типа ходили в Варзугу и другие районы соловецких промыслов. Эта находка важна прежде всего как ценный источник по истории отечественного традиционного судостроения. Обнаруженные материалы опровергают мнение многих историков, о том, что поморы строили свои суда без чертежей. Лодья, изображенная на документе, представляла собой большое морское судно длиной 26 м, шириной 8,5 м и осадкой 2 м. Судно имело три мачты. Фок и грот оснащались прямыми парусами, бизань — небольшим косым парусом. Из документа известно, что лодья была заказана Соловецким монастырем мастеру из Сумского острога Федору Рюхину за 400 рублей. Заготовку леса начали в 1789, построили ее в 1791 году.
Таким образом, в XVII–XVIII веках Соловецкий монастырь сумел создать на Терском берегу наиболее эффективный и прибыльный механизм обслуживания Варзужских промыслов.
ПРИМЕЧАНИЯ
[329]
1 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 733.
2 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. д. 622.
3 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. д. 235.
4 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 1322.
5 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 733. лл. 3 об, 4 об, 5 об.
6 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. д. 235. л. 1.
7 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. д. 622. л. 15.
[330]
8 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 555. л. 4.
9 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 2679. л. 1.
[331]
10 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 2101. л. 1.
11 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 2679. л. 3.
12 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 2679. л. 5–5 об.
13 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 2679. л. 8–8 об.
14 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 2679. л. 10 об.
[332]
15 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 1720. л. 31.
16 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 1791. л. 8.
17 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 2792. л. 5.
[333]
18 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 1367. л. 18.
19 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 2792. л. 14 об.
20 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 1720. л. 45–45 об.
21 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 805. л. 7–12.
[334]
22 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 555. л. 4.
23 РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. д. 5496.
Ссылки по теме:
© текст, Филин П.А., 2002
© OCR, HTML-версия, Шундалов И.Ю., 2009