Patrick
*
* *
...
Расскажу я тебе одну сказку.
Она про меня и про одного
человека, которого ты, может
быть, знаешь, а может быть, и
нет. Началось все с очень
простой мысли: город есть. Он
существует не только в моем
воображении, но и в реальности,
по крайней мере, его отсюда
можно видеть. Однако, в первый
раз я его увидел все-таки во
сне, когда мне было
четырнадцать, то есть прошло
совсем немного времени с тех
пор, как я понял, что разучился
играть. Где-то до двенадцати я
вообще о нем не знал, вернее,
не называл его, хотя все мои
игры, как я сейчас понимаю,
воспроизводили жизнь в этом
городе. После того, как я увидел
его во сне, я однажды увидел
место - на вершине холма, -
откуда его можно было
разглядеть наяву. В ясную
погоду чуть-чуть выше той
линии, где море переходит в
небо, в легкой дымке были видны
его башни и шпили. В некоторые
минуты, когда я особенно
напряженно всматривался вдаль,
мне даже казалось, что я даже
вижу флажки флюгеров и зубцы на
крепостных стенах. Нет, я,
конечно, уже имел какое-то
представление о горизонте,
знал, что по облакам нельзя
ходить, как по мостовой, знал,
что ангелы бестелесны и т. д., но
меня все не оставляла детская
надежда, что отсюда можно туда
попасть напрямую. Стоит только
очень захотеть кому-нибудь из
живущих там протянуть мне руку,
и я смогу оказаться в его
пределах как я есть, каким я сам
себя тогда ощущал - в
потрепанных штанах и с
разлохмаченными волосами я
пройду по улицам этого города,
загляну в глаза его обитателям,
сумею рассказать им, как
я любил их, пока еще жил на
земле. Даже если я не научусь
ходить по воде, чтоб по лунной
дорожке добраться до этого
места (Уж если б я был тогда с
Учителем, я бы не стал
сомневаться), то хотя бы через
смерть, если я буду помнить об
этом до самой смерти, я смогу
войти в ворота небесного
города.
Для меня как-то сразу было ясно,
что для того, чтобы туда
попасть, нужно сначала
оказаться достойным его
граждан: быть честным, никого
не предать, не обидеть, а, кроме
того, искать свидетельства
этого города среди всего, что
меня окружает. Я действительно
решил научиться видеть
Иерусалим - город света и
радости вокруг себя (иначе,
зачем я здесь?). Но когда я
взбирался на холм и смотрел в
дымку над горизонтом, я
понимал, что стремлюсь всем
сердцем именно туда, а все мои
попытки найти очертания этого
города на земле - это поиски
утешения или оправдания
собственной слабости, страха
ступить на водную гладь.
Однажды около того самого
холма я встретил одного
паренька. Я не помню, какое в
действительности было время
года, но для меня наступила
весна. Этот мой новый знакомый,
которого я вскоре стал
называть своим другом,
оказалось, тоже знал о городе и
часто приходил на вершину
холма - не знаю, почему мы с ним
никогда не встречались. Может
быть, он меня прежде и видел;
это только я до того, как снова
после детства стал
интересоваться жизнью, был
увлечен одним лишь образом
города и ни на что другое не
обращал внимания -
познакомились мы только
теперь. Оказалось позже, что
мой приятель знал о небесном
Иерусалиме гораздо больше, чем
я: то ли потому, что был старше,
то ли оттого, что больше
времени проводил в
одиночестве. Мы с ним часто
сидели на холме рядом и
рассказывали друг другу про
Этот город, который оба видели
почти одинаково. Когда говорил
он, я каждый раз убеждался
снова, что мы видим одно и то же:
его описания почти дословно
совпадали с тем, что я думал. Я
был счастлив, ведь я раньше не
верил, что такое возможно, мне
всегда казалось, что небесный
Иерусалим каждый представляет
по-своему. Я сказал об этом
своему приятелю, выяснилось,
что он чувствовал точно то же.
В какой-то момент я заметил, что
мне легче рассказывать о том,
что я вижу в небесном городе не
тогда, когда смотрю в сторону
горизонта, а глядя в глаза
своему товарищу. Я понял, что я
сам в своем сердце творю новую
реальность, и мне совсем не
важно, как она соотносится с
действительностью - мне стала
совсем не нужна эта дымка над
горизонтом, я носил этот город
в себе. Единственным, как мне
тогда казалось, условием было
счастье моего друга (на самом
деле - мое собственное счастье
быть с ним). Его личность
заслонила для меня все
остальное, в том числе и мечту о
городе; но в то же время,
помогла мне раскрыть привычные
для меня вещи и явления,
увидеть сказку там, где раньше
ее не было. Я стал сам
придумывать разные истории,
искать приключения, лазить по
чердакам, пускать в ручьях
кораблики - все то, чего я
никогда не делал раньше, но до
двенадцати лет очень хотел,
только в детстве кто бы меня
отпустил в такие странствия? К
холму я больше не приходил, и
друга своего туда не звал (он
ходил туда один, без меня, но я
догадался об этом только потом,
когда уже стало все равно). Зато
я постоянно рассказывал ему о
своих открытиях и всегда
приглашал с собой, он
соглашался не всегда, а когда
все-таки шел за мной, никогда не
бывал захвачен приключением
полностью. А я не мог понять,
неужели это свидетельствует о
недостатках тех дел, которые я
придумывал. Как-то раз я
взахлеб рассказывал ему
очередную свою историю, и
спросил его, что он о ней
думает, а он вместо ответа
заметил, что когда-нибудь мы
вдвоем окажемся в том городе, о
котором так много мечтали. Я не
мог этому не радоваться, но все
же мне было обидно, что он не
слушал меня, а думал о своем.
Однажды он позвал меня придти к
подножью холма, хотя до этого
он почти ни разу не звал меня,
все время приглашал его я. Я
пришел, он показал мне набросок
чертежа какого-то
приспособления, похожего на
дельтаплан. Я так и не понял,
каким образом он пытался
привести его в движение,
запомнил только, что для
управления этой машиной нужно
было два человека. Друг
рассказал мне, что давно
задумал ее именно для двоих, а
когда встретил меня, подумал,
что только я смогу стать его
спутником. Я сразу догадался,
что речь шла о путешествии к
небесному городу. Но даже это
понимание не смогло заглушить
во мне поднимавшийся из
глубины души протест. Я и
сейчас не силен в аэродинамике,
но я сразу увидел, что эта
штуковина не полетит, и именно
потому, что не обладал
достаточными знаниями, я не
смог объяснить, почему. Когда я
понял, что мне ни чем не
объяснить своих сомнений, я
стал говорить о том, что, как
мне казалось, немного знал: в
небесный Иерусалим надо идти
пешком по воде. Дело ведь не в
том, чтобы преодолеть
расстояние, а в том, чтобы
силой веры положиться на
Христа, а не на собственные
силы и законы физики. Мой
приятель заметил, что если я не
верю в крепость механического
устройства, то нет разницы,
доверюсь ли я ему, или водной
поверхности, тогда движущей
силой будет именно вера в Бога.
"Но я еще не достаточно
верю!" - закричал я. Он сказал,
что его веры хватит на двоих. Я
ответил: "Нет". Я снова и
снова стал объяснять ему, что
небесный град находится у нас в
сердце и не нужно никуда
лететь, чтобы ...
- Хорошо, чего ты
тогда боишься?".
- Сделай это ради
меня",- повторял он, а я все
пытался отвлечь его, звал
бродить по лесу, гонять голубей
по крышам, но ему все это было
не нужно.
- Ладно,- сказал я
однажды,- если тебе так хочется
полетать, подожди, пока я
совсем перестану бояться
высоты, мы достанем где-нибудь
настоящий дельтаплан.
- Нет, я
этого не хочу,- сказал он.
Более того, по его словам
выходило, что летать просто
так, не направляясь к заветному
городу, было глупо и
неправильно. Я не мог понять,
почему он не понимал, почему я
отказываюсь.
- Я слишком люблю
тебя, чтобы согласиться на
такую безрассудную авантюру.
- Если любишь, то
согласись, - настаивал он.
Он стал
умолять меня, просил меня, если
я не люблю его, хотя бы обмануть
себя и его и все-таки полететь с
ним. И я проклял тот день, когда
впервые рассказал ему о своей
мечте; если б я тогда промолчал,
я бы не увидел его таким теперь.
Я всегда привык смотреть на
него, как на человека сильного
и уверенного в себе, видеть его
в унижении было выше моих сил. Я
оттолкнул его, сказав, что на
горизонте, там, где мы его
видели, города нет; это я сам
ошибся, приняв нагромождение
облаков за крепостные стены и
башни.
После
этого я мог сколько угодно
клясться в любви и давать
заверения в дружбе, он мне
больше не верил. Когда я понял,
что теряю его, то спросил,
почему он не может найти
кого-нибудь другого себе в
спутники, а пока остаться
просто моим другом. Он
усмехнулся и сказал, что задача
невыполнима: отыскать во всем
свете человека, который был бы
точной моей копией, за одним
исключением - он бы понял его и
согласился лететь. Я сказал,
что нечестно искушать человека
его старой мечтой и через это
выстраивать свою судьбу,
обозвал все его надежды бредом
подростка. Он в ответ заметил,
что зря я пытаюсь казаться
взрослым человеком. Так наш
спор перешел во взаимные
обвинения и обиды. После этого,
несмотря на мои старания, наши
отношения прекратились. Я уже
давно не видел моего друга, и не
знаю, что с ним сейчас. Но
странное дело: мысль о том, что
я кого-то или что-то (а это,
возможно, страшнее) предал
нисколько меня не пугает. Когда
в пылу спора он бросил мне, что,
отказываясь, я совершаю
подлость, я только пожал
плечами. Казалось бы, я остался
ни с чем: я потерял друга,
потерял себя в его глазах,
про город в дымке я знаю
наверняка, что это не Новый
Иерусалим, его там нет. Но я не
перестал быть собой, я остался.
Я теперь знаю, что, кроме того,
чтобы ждать или стремиться
куда-то, можно еще просто быть.
Я не пойду по лунной дорожке не
потому, что я боюсь утонуть или
замерзнуть между морем и небом,
точнее, не только поэтому - я
боюсь потерять все то, что
придется оставить здесь, на
земле, все то, что успел
полюбить из любви все к тому же
Небесному Иерусалиму (а иначе
зачем он не здесь?). Но иногда -
очень редко - я все же
поднимаюсь на вершину холма,
каждый раз при этом обманывая
себя, что зашел сюда случайно, и
всматриваюсь в едва
виднеющиеся шпили и башни. Я
снова начинаю думать, что
дорога идет прямо по небу или
по воде, а впереди отчетливо
виден конец. Но я сразу
вспоминаю, что я отказался от
этого города, по крайней мере,
теперь, пока я еще не научился
любить землю настолько, чтобы
не бояться ее потерять. А когда
я, усмехнувшись минутной
слабости, отвожу взгляд в
сторону от далекого города, я
понимаю, что такой простой
конец мы придумываем себе сами
в страхе перед
множественностью и
неизвестностью. Но надежда
вступить когда-нибудь на
мостовую небесного града не
покидает меня, только отныне я
убежден, что достичь этого
можно только в одиночку. Но,
достигнув, можно поделиться со
всеми.
* * *
... И вот,
когда они все уходят один за
другим, улыбаясь и желая удачи,
подступает из-за спины
одиночество. Оно берет тебя за
запястья и крепко сжимает
своими холодными маленькими
руками (эдакие кандалы, но от
них трудно абстрагироваться,
как от предмета, ибо это руки, а
значит, они живые); одним этим
жестом оно просто вдавливает
тебя в пол (казалось бы, откуда
у такого существа - всего лишь с
тебя ростом - такая сила?) и
смотрит тебе в глаза. И в этом
взгляде ты видишь, что ты ничто,
и диким парадоксом - несмотря
на признание тобой этого факта,
мир окружающих тебя людей
остался прежним, и более того,
ты сам продолжаешь
существовать в этом мире и
чувствовать холодные руки на
твоих запястьях. Необязателен
комок в горле, щелканье в
области сердца, или слезы,
наворачивающиеся на глаза, -
можно обойтись и без этого,
достаточно ощущения пустоты
внутри, а, следовательно, и
отсутствия права
называться далее человеком. И,
тем не менее, не могу не
любоваться этим, стоящим
передо мной.
-
Постигаешь ли ты его?
Отстраняюсь
от одиночества, и,
отворачиваясь от зеркала,
обращаюсь лицом к другому.
Неожиданно возникает фигура в
другом конце помещения. Теперь,
как никогда прежде, я вижу в нем
человека, а не духа. Личность,
сопоставимую со мной самим
(стоящую со мной на одном и том
же паркете). Именно поэтому
черты его лица не так потрясают
меня и не так врезаются в
память, как его глаза (почему же
они сегодня так блестят?) и,
главное, руки. Бледные, с
длинными тонкими пальцами -
аристократические в каждом
изгибе - сине-серые, почти
ощутимые на ощупь вены.
Поцеловать бы их однажды, но,
боюсь, позволено ли мне будет
хотя бы прикоснуться к ним ...
Он
прекрасен. Он божественен. Но в
сравнении с отражением он едва
ли оказывается предпочтителен.
-
Постигаю ли я одиночество?
Ответом -
легкое движение длинных черных
ресниц - подтверждение моей
понятливости; продолжением:
- Пытаешься сказать, что да.
Только это не правда.
- ... прочувствовать.
- Ты слишком подавлен своим
объектом, - и он кивает в
сторону того, что находится
позади меня. Я оборачиваюсь и
встречаю все тот же
напряженный холодный взгляд.
- Проще относись к процессу
познания, - он делает первый
(или показалось -
примирительный) шаг ко мне.
- Там темно.
- А я что такое? Не вечная темень
ли? - еще ближе.
- Там ужасно
- Постепенно можно привыкнуть,-
уже совсем рядом. Я вижу его
лицо. Очень близко. Про себя
отмечаю: оригинальность
ситуации не волнует и не
впечатляет меня, заставляет
задуматься только умом. Как же
это просто оказалось - остался
один - остался с Люцифером.
Задумавшись,
я снова поворачиваюсь лицом к
"объекту". Уже не
удивляюсь тому, что его руки (те
самые!) полуобнимают меня за
плечи. Почти ощущаю холод его
дыхания и губы у самой шеи.
Быстрым, прерывистым шепотом:
- Послушай! Ну, неужели тебе,
человеку, не нравится? -
параллельно замечаю
удовлетворенную ухмылку,
ползущую по лицу одиночества,-
Это же единственный способ
твоего бытия! Поймете это и
будете как боги - прости за
банальность. Ведь только так
становишься творцом, только в
таком состоянии возможна
интеллектуальная
деятельность. Да ты же и так
знаешь. (Б...дь! Так вот кому
подражал Прекрасноволосый
Хальдар!) - быстро оборачиваюсь:
- Да ты и сам боишься!
Полный недоумения взгляд,
медленно опускаются руки, в
повороте головы читается:
"Ну, это уж слишком!"
- Разве Бога находят только в
одиночестве?
Сердито поджатые губы,
возмущенно: "Неужели ты не
понимаешь?"
- Ну не во вне же!
Потом со смешком:
- Во вне, в г...не...
Оба
смеемся, глядя друг другу в
глаза. Напряжение
ликвидировано. И сквозь смех:
- Мне жаль тебя.
Ответом мне - выразительный
взгляд, полный сочувствия и
презрения.
|