Мерри
В большом
городе жил да был Студент. И почти
каждый день ездил он по утрам в
университет - учиться. И всякий раз
шел он по одной и той же улице через
одну и ту же подворотню на одну и ту
же станцию метро. Частенько он
собирался изменить свой путь к
станции, но почему-то всегда
забывал.
А надо заметить, что со временем
такой путь сильно ему надоел.
Студенту даже стало казаться, что
он наступает на ходу ногой на одни и
те же выбоины в асфальте. Надоело
ему и метро с его давкой и настырной
рекламой. На станции в переходе
сидит дяденька с гармошкой, каждый
день играет одну и ту же мелодию,
играет он скверно, но ему надо
как-то жить. Потом - троллейбус, до
отказа набитый спешащими, нервными,
озлобленными людьми. Прохожие на
улице - и те чем-то стали надоедать
Студенту, что-то в них постоянно
царапало его сознание.
И вот однажды шел Студент проклятым
своим маршрутом на метро - а было
начало октября. День был самый
обычный, то есть мерзкий был день -
под ногами лужи с гниющими
листьями, над головой - блеклые
рваные тучи. Ко всему поперек улицы
обнаружилась траншея, там двое
рабочих чинили трубы и ругались. В
торговой палатке на углу скучала
продавщица, у подъезда болтали
какие-то пацаны, народ, по
обыкновению, шел по своим делам.
Широкую траншею можно было обойти
только по маленькому осколку
тротуара. И едва пошел Студент в
обход, как раздался некий звук.
То был странный, ни на что не
похожий звук, резкий,
пронзительный, живой - никакая
машина не могла бы издать такого.
Осмотрелся Студент по сторонам -
ничего примечательного вокруг не
было. Продавщица все также скучала,
рабочие все так же ругались, пацаны
продолжали болтать. Пошел Студент
дальше, но когда он миновал осколок,
звук повторился - это был голос
живого существа - и другие голоса
ответили ему!
И тогда Студент догадался
посмотреть вверх.
Невысоко над крышами шла стая
лебедей.
Лебеди летели на юг, летели и
разговаривали друг с другом, летели
спокойно, размеренно, мир людей,
лежащий под ними, не пересекался с
их миром и не интересовал их. В
несколько секунд птицы пересекли
улицу и скрылись за домами, но еще
долго стоял Студент, глядя в тучами
затянутую высоту - эти лебеди
словно что-то сдвинули в нем.
Потом он медленно оторвал глаза от
неба.
Вернулся в свой мир.
А там все осталось, как было. День-то
был самый обычный. Продавщица
продолжала скучать, рабочие
продолжали ругаться, пацаны
продолжали трепаться, люди,
спешившие по своим делам, задевали
стоявшего на краю тротуара
Студента. Ругали его - он мешал им
спешить дальше.
Никто из них не взглянул на небо.
октябрь 1998 г.
В детстве
этот человек неплохо рисовал.
Почему - то он очень любил тогда
изображать животных. Рядом с его
домом был парк, и там он играл со
сверстниками в охоту - воробьи
становились рябчиками, голуби -
тетеревами, а вороны - глухарями,
охотники носились за ними с
игрушечными ружьями, и сам парк
превращался в дремучий лес, очень
даже настоящий.
Потом человек вырос, учился в
какой-то студии и сделался
художником, из тех, что продают свои
картины на улицах. Теперь он
рисовал лучше, грамотнее, но
животных изображать перестал.
Делал художник портреты прохожих, в
том числе и с фотографий, писал
красивые здания под серым небом, а
потом смотрел невесело, как
какой-нибудь обыватель с видом
ценителя живописи пялится на его
произведения и покачивает еще
головой при этом.
И вот скоро заболел художник, душою
заболел, его стало мучить некое
постоянное несоответствие в
глубине сознания, какой-то разлад,
внутренняя пакость. Он бродил в
тоске по сырым улицам, запущенный,
заброшенный, перестал писать
картины, перестал появляться на
людях, дом ему опостылел и он туда
приходил только ночевать.
* * *
...Так однажды
брел художник печально, подняв
воротник, потому что дул резкий
мокрый ветер, время было уже
позднее, и машины на улицах стали
редкими.
Краем глаза он заметил небольшого
толстенького воробья, который
прыгал по мокрому асфальту, попадая
то и дело в небольшие лужицы. Тогда
воробыш встряхивался, чирикал
сердито, и двигался дальше, неровно
и хаотично. Художник смотрел на
него, как смотрят на огонь печи или
на морской прибой.
Тут послышался шум - машина черного
цвета неслась по улице, хищная,
мощная, с прилизанным клиновидным
силуэтом. И неслась она прямо на
воробья, а тот ее, похоже, не
замечал, так как продолжал прыгать.
- Кыш! - крикнул художник на воробья
и рукой махнул, но было уже поздно.
Молодой, не очень еще ловкий
воробей взлетел перед самой
машиной. Послышался глухой стук.
Мертвое тело птички упало в большую
лужу, набитую осенними
разноцветными листьями. И художник
стоял недвижимо и глядел, как
плывет в луже труп среди этих
листьев, таких же мертвых, плывет,
выставив крыло, как парус.
А потом художник схватил карандаш и
блокнот, стал лихорадочно
зарисовывать то, что видел. Придя
домой, он засел работать, и работал
упорно, долго, с крохотными
перерывами на сон и еду. И написал
картину, изображающую этого
мертвого воробья в луже с листьями.
Листья и воробей были сделаны
яркими и четкими, а вот все
остальное - дома, асфальт, небо,
машину, фигуры людей - все это
показал художник
неопределенно-серым, размытым.
Когда он закончил картину, он стал
думать - выставлять ее с прочими
напоказ прохожим, или же не стоит -
он считал, что новая работа не имеет
ничего общего с тем, что писал он
раньше. И все-таки выставил.
И снова стали разные люди
изображать ценителей перед его
картинами. Смотрели на воробья,
делали умный вид, иные
посмеивались, а кто-то потом
говорил жене, например, такое:
- Ну, дорогая, для интерьера надо,
пожалуй, что-нибудь
пооптимистичнее.
А художник мучился оттого, что его
картина принадлежала теперь
слишком многим. И он убрал ее, в
конце концов.
...Спустя некоторое время художник
тяжело заболел и умер. Имущество
его распродали, а картину с
воробьем просто выбросили. И
подобрал ее некий бродяга, который
жил в старом вагоне. Он там, у себя,
приладил эту картину и каждый день
долго и внимательно рассматривал
ее. Потом отправился к своему
старому знакомому, который держал
маленькую галерею, и отдал картину
ему со словами:
- Возьми ее и выставь. Я не имею
права смотреть на это один.
февраль 1999.