Терский берег

Кибальчич Зиновий Иванович, 1772–1831

Краткая биография д-ра Зиновия Ивановича Кибальтица (Кибальчича?) имеется в книге Н. Н. Баженова «История Московского Доллгауза» (1909). Ему, пишет Баженов, принадлежит первый психиатрический труд, вышедший из под пера московского врача и в частности из стен теперешней Преображенской больницы. В книге Змеева «Русские врачи писатели» имеется, по-видимому, ошибочное указание, что статья Кибальчича приложена к книге Жана-Этьенна Эскироля «Sur les etablisseaments des alienes» (Paris, 1813). Статьи в этой книге Баженов не нашел, но отыскал работу Кибальчича перепечатанной в извлечении в Archives generales de medecine, 1823, Nov. В 1822–23 годах в «Журнале Имп. Человеколюбивого Общества» печатались цитированные работы Эскироля и Кибальчича; могли, следовательно, быть и сброшюрованные оттиски этих работ, посвященных одному вопросу, которые и были известны Змееву. Напечатанные по-русски в 1821 г., в 1823 с небольшими изменениями статья д-ра Кибальчича напечатана во французском архиве. Д-р Кибальчич родился в 1772 г., сын врача Московской гоф-интендантской конторы, внук протопопа, из казаков. Кончил семинарию, потом СПб. Хирургический институт. Служил военным врачом, потом защитил диссертацию «De febre epidemica mense Julii et Augusti in vicinitate Mosquao grassante, praemissa generalis historia morborum ante hoc tempus in ipsa nrbae regnantiam....» (М., 1808). Служил врачом в домах инвалидов и умалишенных Московского Приказа Общественного призрения. Умер в 1831 г.



Известие о доме сумасшедших в Москве и о способах лечения в нем употребляемых

Журнал Имп. Человеколюбивого Общества, 1821, № 11.

Пользование разного рода сумасшедших не может иметь постоянных или общих правил. Оно зависит от причин и давности болезни, от большого или меньшого ослабления умственных способностей, от того, имеет ли оно причины свои, свое начало при самом рождении или в старости, и не суть ли оне последствия внешних или внутренних болезней, влияния страстей, дурного воспитания и пр. Способ лечения определяется следственно множеством разнообразных обстоятельств, сложением больного и родом его сумасшествия.

Все имеющее влияние на ваше тело, все страсти, обуревающие нашу душу, столь же легко производят повреждение ума, как горячка; сильное впечатление на чувства, потрясающее мозговую систему, рождает в иных глубокую меланхолию, а других делает неистовыми безумцами (maniaques).

Излечение сумасшедшего бывает труднее или легче, смотря по сложению его тела, и по причине, от которой произошла болезнь. Так, например, лишенные ума пьяницы, коих число весьма значительно, возвращаются к рассудку гораздо легче, чем люди, коих сумасшествие было следствием сильного гнева. Возлюбленный выздоравливает от сумасшествия действием всеизменяющего времени, но распутный человек, преданный своим страстям, остается всю жизнь сумасшедшим.

Мы видим однакож, что особы тихого нрава, отличные своею добродетелью, человеколюбием, чистою нравственностью, подвергаются также сей ужасной болезни и часто без известной причины. Сие доказывает, что лишение ума столь же неразлучно с человеческим родом, как все другие болезни и что человек не может избежать судьбы своей.

Многие носят свое несчастие с удивительным терпением и покорностью; другие наоборот не могли противостоять и одной мысли о своих бедствиях, теряют рассудок. Две матери, находившиеся в сей больнице, лишились ума, узнав о смерти сыновей своих убитых в последнюю войну. Сколько других пораженных подобным несчастием устояло против оного.

Весьма трудно в доме умалишенных узнать настоящую причину болезней. Большая часть поступает туда таким образом, что нет совершенно никакой возможности узнать что-либо положительного об их болезни. Родственники присылают их в больницу с тем более намерением, чтобы избавиться от них, предохранить себя от несчастий, нежели для того, чтобы их вылечить. Врач не может иметь в таком случае никакого сведения о причине болезни, о роде жизни больного, о его страданиях, о средствах над ним дотоле испытанных; ему остается следовательно один только труд, стараться уменьшить степень бешенства, предупредить другие несчастные случаи и сохранить остальные силы страдальца.

За всем тем больные, присланные в дом умалишенных заблаговременно, т. е. как скоро обнаружились первые признаки их сумасшествия, нередко выздоравливают совершенно. Я думаю, что все пособия искусства не могут исцелить слабоумных от рождения, стариков впавших в ребячество, застарелую падучую болезнь, паралич в преклонных летах и пр. и пр.

Те больные, причина болезни коих находилась в предбрюшьи, равно как лишенные ума от непредвиденного приключения, несчастные, утопавшие в разного рода распутствах, но сохранившие еще несколько сил и нравственности и потерявшие рассудок после нервных горячек или трудных родов и пр. — приходили в рассудок и действием времени, и пособиями искусства.

Если нужно неистовому сумасшедшему бросить кровь, в таком случае пробивается жила сильнее обыкновенного. За скорым и сильным истечением крови вдруг следует обморок и больной падает на землю. Таковое бросание крови имеет целью уменьшить сверхъестественные силы и произвести в человеке тишину. Сверх того прикладываются к вискам пиявицы, и если он в состоянии принимать внутрь лекарства, то после необходимых очищений подбрюшья, дается больному багровая наперстяночная трава с селитрою и камфорою, большое количество холодной воды с уксусом: также мочат ему водой голову и прикладывают к ногам крепкое горячительное средство. Все усыпительные лекарства почитаются весьма вредными в таком положении. По уменьшении той степени ярости, прикладывают на затылок и на руки пластыри, оттягивающие влажности. Если больной подвержен чрезмерно неистовым припадкам бешенства, то ему бросают кровь не только во время припадка, но и несколько раз повторяют, дабы предупредить возвращение бешенства, что обыкновенно случается при перемене времени года.

Что касается до беснующихся и задумчивых сумасшедших (maniaques et hypo[cho]ndriaques), подверженных душевному унынию или мучимых страхом, отчаянием, привидениями и пр., то, как причина сих болезней существует, кажется, в подбрюшье и действует на умственные способности, то для пользования их употребляется следующее: рвотный винный камень, сернокислый поташ, ялаппа (рвотный корень), сладкая ртуть, дикой авран, сабур, слабительные по методе Кемпфика, камфорный раствор в винной кислоте, коего давать большие приемы с приличными побочными составами. Белена, наружное натирание головы в подвздошной части рвотным винным камнем, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри или другого рода оттягивающие лекарства, производят в сем случае гораздо ощутительнейшее облегчение, нежели во время бешенства. Теплые ванны предписываются зимой, а холодные летом. Мы часто прикладываем моксы (moxa) к голове и к обоим плечам и делаем прожоги на руках (cauteres).

В 1812 году женщина, кормившая грудью месячного ребенка, увидя, что французы бьют ея мужа саблями, теряет рассудок, забывает совершено мужа и ребенка; молоко приостанавливается в ея сосудах. В течение двух лет пребывания ея в Московском доме сумасшедших все внутренние лекарства не имели никакого действия на болезнь ея; наконец, когда начали прикладывать моксу на бритую голову, поддерживая действие ея сильным гноением, то одного средства сего достаточно было, чтобы возвратить к ней рассудок. Сколько помнится, женщина сия принадлежала к дому графа Безбородко*.

Купец лет сорока, человек крепкого сложения, трезвый, доброго поведения без всякой причины года четыре подвержен был ежегодным припадкам сумасшествия, которые продолжались по два и по три месяца. Сие периодическое безумие противодействовало бросанию крови, холодному купанью и другим средствам, кои иногда не допускают возвращаться болезни. Открытие на обеих руках прожег (больным и доныне сохраняемых) увенчалось успехом.

В больнице сей употребляется хина в том только случае, когда догадываются, что слабость была причиною болезни, например, после продолжительных нервных горячек и пр. Что касается до онании, сей постыдной и чудовищной страсти, от которой много молодых людей теряет рассудок, то против оной следовало бы предписывать употребление хины и купанье в холодной воде; привычка столь сильно вкореняется в сих несчастных, что они никак не могут отстать от ней и хотя им связывают руки, но они все еще находят средство удовлетворять разгоряченное свое воображение.

Лица, лишенные ума, долго противятся прочим болезням; но наконец изнемогают от гнилой горячки, сухотки или паралича. Обыкновенно сими двумя болезнями оканчивается их жизнь. Большая часть умирает в начале весны; многие веред концом жизни приходят в разум, требуют священника, исповедываются и приобщаются с чувствами совершенно христианскими.

Когда сумасшедшие спокойны, то играют в карты, в шашки, читают ведомости, книги, разговаривают вместе, никого не обижают. Изменения луны имеют очевидное влияние на возвращение пароксизмов.

Наибольшая трудность состоит в тон, чтобы содержать их в чистоте.

Кротостью их скорее умирить можно, чем строгими мерами.

Дальше идет «Описание дома».

Дом сумасшедших в Москве имеет два этажа: один для женщин, другой для мужчин. Он выстроен из камня, равно как и все принадлежащие к нему строения; имеет два фасада, один на север, другой на юг, из коих в каждом во 37 окон. В каждом этаже заключается зал длиною в 211/2 аршин, шириною в 131/2, а вышиною в 51/2, где больные могут прохаживаться. По обеим сторонам сих зал находятся комнаты для сумасшедших так, что зал составляет как бы некоторого рода обширный корридор. Число сих комнат простирается до 80: 40 наверху и столько ж внизу. Длина каждой комнаты 7, ширина 6, а вышина 41/2, аршина. Во всех дверях сделаны отверстия, через которые можно видеть из корридора, что больные делают. В каждой комнате помещается только по одной кровати; впрочем ставится и по две, если больных окажется много. Сверх того есть три большие комнаты для больных высших состояний. Нужные места находятся по обеим концам строения.

К югу находятся большой сад, где больные могут прогуливаться. Мужчины не имеют никакого сообщения с женщинами. Среди сада есть строение для купанья в теплой и холодной воде. Неподалеку от сего заведения находится церковь, в которую позволяется ходить больным. В ней 20 мест назначены для мужчин и столько же для женщин.

Одежда состоит летом из холстяного халата, а зимою из суконных шинелей.

Больные имеют следующее кушанье: суп или щи с говядиной, с курицею или с рыбой, каша с бульоном и с маслом, хлебная похлебка с картофелем, кисель, молоко, белый и ситный хлеб. Пьют воду и квас. Родителям и приятелям позволяется присылать свое кушанье и держать человека для прислуги.

Бедные, солдаты, военные и гражданские чиновники и духовенство содержатся на казенный счет. Прочие платят по 10 рублей в месяц. Хотя заведение назначено только для 80 человек, однако же находится их всегда от 100 до 115.

Показание о числе больных, принятых с 1811 по 1819 год и после выздоровевших, выпущенных из больницы и умерших

годчисло больных выздоровеловзято родственникамиумерло
1811160251520
1812167441039
18138720910
181410840610
1815137401213
1816143301012
181718150159
1818189601325
1819184301724
1356319107162

Выздоровели не только те, кои не были сильно больны, но также некоторые и из тех неистовых безумцев. Большая часть померли от сухотки или паралича. Число мужчин превышает всегда число женщин.

Кроме приведенных выше описаний в журнале имеются сведения еще о некоторых домах для умалишенных. При обзоре Вологодских заведений Приказа Общественного призрения упоминается о доме умалишенных «учрежденном для призрения всякого состояния и обоего пола людей на неопределенное число». В Одессе сумасшедшие содержатся вместе с другими больными в городском госпитале (1817 г.); в Харькове имеется дом сумасшедших на 20 человек (1818 г.). В Симбирске дом умалишенных учрежден при доме призрения неимущих в 1782 г. «Все признанные полицией сумасшедшими принимаются в сей дом и содержатся в особых комнатах, бедные за счет Приказа, а богатые с платою 8 руб. в месяц. В этом доме определены смотритель, лекарь, бухгалтер и потребное число служителей».



ПРИМЕЧАНИЯ

* П. П. Малиновский (1818–после 1866) в своем руководстве вышедшем в 1855 г. пишет: «я знаю двоих, которые сделались помешанными в эпоху нашествие французов и до сих пор остались в этом жалком положении».




© текст, З.И. Кибальчич, 1821



- Читать описание сумасшедшего дома при Обуховской больнице в Петербурге

- Читать описание сумасшедшего дома в Риге

- Читать описание сумасшедшего дома в Полтаве



Hosted by uCoz