Терский берег

Калинин Иван Михайлович

Краткий обзор приходо-расходных книг Крестного монастыря, касающийся хозяйственных взаимоотношений монастыря и нескольких ненецких семейств, кочевавших в низовьях р. Онеги в 1660-х гг.

Калинин И.М. О распространении самоедов в прошлом: Из новых архивных материалов //Изв. Рус. Географ. о-ва. – 1929. – №1. – С. 77–80.


О распространении самоедов в прошлом
(Из новых архивных материалов)

[77]

Известное место завещания св. Лазаря Муромского о проживании самоедов около Онежского озера показалось некоторым исследователям плодом досужей фантазии, подрывающим доверие вообще к этому историческому памятнику.

Как известно, самоеды живут в восточной части Архангельской губ., между р. Мезенью и Уральским хребтом1. Около Онежского озера их нет и в помине. Но есть ряд указаний на то, что в древности это охотничье племя простирало свои ветви на запад, почти до тех мест, о которых говорится в завещании основателя Муромского монастыря2.

Историк XVIII в. В. Н. Татищев в своей «Истории Российской» сообщает о самоедах, что они «переходят на запад до Лапландии, а на восток до реки Лены»3. К сожалению, нам неизвестен источник, из которого почерпнул Татищев эти сведения.

Есть и другие подтверждения тому, что самоеды еще раньше, а именно в середине XVII в. считались обычными, посетителями бассейна реки Онеги, левые притоки которой берут начало невдалеке от Онежского озера. Таковы, напр., данные, извлеченные мною из хозяйственных книг Крестного монастыря[4], владевшего с 1657 по 1764 г. почти всеми волостями по нижнему течению р. Онеги. Эти книги (число их очень велико) в 1926 г. привезены из монастыря в Ленинград и хранятся в Публичной [78] библиотеке, заполняя семь полок большого шкафа. Вот какие записи, касающиеся самоедов, удалось мне разыскать в этих книгах.

1660 год.

Декабря в 6 день. По властелинскому приказу Канецкие самоеды Алешке с товарищы дано две гривенки, клею карлуку да четверть фунта мышьяку да сулемы (приходо-расходная книга казенному борошню казначея старца Тарасия)5.

1661 год.

Генваря во 2 день. Канинской самоеди Олешки с товарищы продана шуба одевалная подержана да кафтан шубной подержан же, цены взято три рубли шестнатцеть алтын четыре денги (денежная приходо-расходная книга казначея ст. Тарасия).

Генваря во 2 день. У Канинской самоеди у Алешки с товарищы куплено дватцеть шесть оленин спалных, дано пять рублей пятнатцеть алтын полчетверты денги (там же).

Апреля в 20 день. У самоедцов у Давыдки с товарищы взято пять оленин вырых десятинного, что они промышляли в вотчине Крестного монастыря по лесом (прих.-расх. книга казенному борошню казначея ст. Иринарха Каменева).

Сентября ... дня. Канецкие самоеди у Алешки с товарищы куплено деветь оленин сырых их добытка, дано два рубли осми алтын две денги (денежная прих.-расх. книга казначея ст. Иринарха Каменева).

1662 год.

Сентября ... дня. У самоедцов у Давыдки с товарищы куплено пятнатцеть оленин сырых по деветь алтын оленина, дано четыре рубли десеть денег серебряных (денежная прих.-расх. книга казначея ст. Иринарха Каменева).

1664 год.

Того ж числа (2 января) по приказу архимандрита Сергия канинской самоеди Олешки с товарищы на корм выдана пол пуда палтасу сырого, полпуда троски сырой (прих.-расх. книга сушиленного старца).

Августа в 25 день. У самоедцов у Степанка да у Давыдка с товарищы принято двенатцеть оленин сырых да медведно, а то медведно отдано на конюшей двор тотарину Степану (прих.-расх. книга казенному борошню казначея ст. Иринарха Каменева).

1665 год.

Генваря в 20 день. У самоедцов у Давыдка с товарищы десятины, что они в вотчине Крестного монастыря по лесом промышляют, принето шесть оленин сырых (прих-расх. книга казенному борошню казначея ст. Иринарха Каменева).

Того же числа (5 июля) Нименгской волости у крестьянина у Леонтия Бокина принято две оленины сырыя что он взял у самоедцов десетинных (та же книга).

Декабря в ... день. У самоедцов у Ярасимка с товарищы с ых лешего промыслу, что они промышляли в вотчине Крестного монастыря в лесах оленей, и с того их промыслу взято десятины две оленины осенних да оленина зимная сырая, у них же взято от перевозу оленина, да за две меры за муку ячную три оленины, зимнево лову сырые да лосина (та же книга).

[79]

1666 год.

Того же числа (2 марта) принято у старосты у Зиновия Тимофеева продажи, что он продал самоедцам Ярасимку с товарищы меру ячные муки, дватцеть четыре алтына (денежная прих.-расх. книга казначея ст. Игнатия).

Того же числа (2 марта). У самоедцов у Ерасимка с товарищы куплено три оленины сырые, в том числе одна оленина зимная, дано дватцеть четыре алтына (та же книга).

Целая сводку этого исторического материала, приходим к следующим выводам. В 1660—1666 гг. в вотчине Крестного монастыря, в низовьях р. Онеги и по южному берегу Онежской губы, кочевала группа канинских самоедов, в числе не менее четырех самостоятельных хозяйств-чумов (Олешки, Степанки, Давыдки, Ерасимки). Все они уже исповедовали христианскую веру. Монастырь брал с охотничьего промысла самоедов десятину, — одну оленью кожу с каждого десятка убитых диких оленей. В 1664 г., судя по десятине, их добыча составляла 120, в 1665 г. — 110 оленей. Часть добычи продавалась тому же монастырю. В 1661 г. за сырую оленину он платил самоедам по 7 алтын (21 коп.) и по 8 алт. 2 ден. (25 коп.), в 1662 г. — по 9 алт. (27 коп.) из расчета на серебро. Если принять стоимость оленины в среднем 25 коп., то весь улов 1664 г. выразится в приличной по тому времени сумме — 30 руб. Но так как самоеды уже привыкли к употреблению хлеба, то покупка муки сводила почти на нет их доход. Монастырь продавал им хлебные запасы, в обмен на оленины, по весьма повышенным ценам. Расценивая в 1666 г. меру ячной муки в 24 алт. (стоимость трех оленин), монастырь наживал по меньшей мере 300%, так как сам в тот год покупал у каргополов рожь по 1 руб. 2 алт. 4 деньги за четверть, ячмень же обычно стоил дешевле ржи (денежная прих.-расх. книга казначея ст. Игнатия). Равным образом самоеды значительно переплачивали, покупая у старцев одежду (кафтаны, шубы).

Для уплаты десятины, а равно за покупками, Олешка и товарищи приезжали в самый монастырь (зимою) или на устье Онежское (нынешний гор. Онега), где было средоточие монастырского хозяйства.

Возможно предполагать, что в это самое время в других волостях по р. Онеге и Летнему берегу, не принадлежащих Крестному монастырю, другие группы самоедов также промышляли по лесам. Отсутствие упоминаний о самоедцах в хозяйственных книгах Крестного монастыря после 1666 г. отнюдь не указывает, что все самоедские чумы вернулись на Канинский полуостров: они могли свободно перекочевать в соседние волости, черные государевы или принадлежащие Соловецкому и Кожеозерскому монастырям.

Еще в начале нынешнего столетия мне приходилось слышать от крестьян Онежского уезда, что по р. Сывтуге, впадающей в р. Кожу, [80] левый приток Онеги, почти на самой границе Архангельской и бывшей Олонецкой губ., встречаются старые самоедские могилы — развалившиеся срубы, в которых кочевавшие здесь самоеды погребали своих покойников. Река Сывтуга, до отобрания монастырских вотчин, составляла угодье Соловецкого монастыря по его онежской деревне Пертемской (в теперешней Турчасовской вол.). К слову сказать, близ этой деревни имеется пожня «Самоедка», которая, по уверению стариков, так названа потому, что расчищена наемной самоедкой. По словам А. Я. Ефименко, писавшей в 60-е и 70-е годы прошлого столетия, в ее время на р. Онеге и по Зимнему берегу Белого моря кочевало несколько самоедских семей6. То же можно сказать и про наше время. В 1922 г. в бассейне р. Кожи промышляло оленей 7 или 8 чумов. По выражению онежских крестьян, самоеды порою «выходят» из лесу на Онегу.

Таким образом, отдельные самоедские группы, видимо начиная с середины XVII в., и вплоть до нашего времени, далеко за общеустановленными пределами их распространения: на запад не только от Двины, но и на запад от Онеги, т. е. в сторону Онежского озера. Ничего нет удивительного в том, что в более раннюю эпоху, когда только-только начиналось освоение новгородцами пустопорожних земель севера, самоеды свободно доходили и до Онежского озера. Из завещания Лазаря Муромского видно, что самоедов возле «озера Онега» кочевало очень немного; «отроци» святого, вооружившись дубинами, легко оттеснили их на север. Мирный охотничий народ не мог противостоять колонизационному потоку новгородцев и откочевал к северо-востоку, ближе к «окияну морю».

Весь этот скромный материал позволяет говорить, что так называемое завещание Лазаря Муромского, достаточно насыщенное фантастическим элементом в части, касающейся древних насельников возле Онежского озера, не погрешило против истины.



ПРИМЕЧАНИЯ

[77]

1 А. Я. Ефименко. Юридические обычаи самоедов. «Записки Русск. геогр. общ. по отд. этнографии», т. VIII, стр. 160, 1869.

2 Муромский монастырь основан в XIV в. на восточном берегу Онежского озера. «Повесть о Муромском острове и завещание св. Лазаря Муромского» напечатаны в «Истории Росс. Иерархии», т. V, стр. 115—129.

3 В. Н. Татищев. «Ист. Росс.», кн. I, ч. 2, стр. 313, М. 1769.

4 Крестный монастырь основан в 1656 г. по воле патриарха Никона на о. Кий в Онежской губе; представлял собой крупное феодальное владение, водворившее крепостные порядки в приписанных к нему «в вотчину» волостях.

[78]

5 В этой книге, как и во всех прочих, листы не нумерованы.

[80]

6 А. Я. Ефименко, см. выше.




© текст, Калинин И.М, 1929

© OCR, HTML-версия, Шундалов И., 2007



- В библиотеку

- В начало раздела

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz