Статья о специальных родовых клеймах терских поморов, использовавшихся при жеребьевке тоней. Использованы архивные материалы РЭМ. Статья размещена с разрешения автора.
Филин П.А. Этнографическое изучение поморов Терского берега Белого моря: Фонд А. А. Макаренко в Российском Этнографическом музее //Полярный архив. – М., 2003. – С.110–113. – (Тр. Морской Арктической комплексной экспедиции).
Этнографическое изучение поморов Терского берега Белого моря:
фонд А. А. Макаренко в Российском Этнографическом музее
[110]
В архиве Российского этнографического музея (РЭМ) в Санкт-Петербурге хранится чрезвычайно интересный по своему содержанию личный фонд (№ 6) известного русского этнографа Алексея Алексеевича Макаренко. Фонд состоит из десяти дел, содержащих путевые заметки, материалы и неопубликованные статьи, посвященные его поездке в 1925 году на Терский берег Белого моря (южное побережье Кольского полуострова).
Содержание фонда:
1. Путевые записки А. Макаренко периода экспедиций на Кольский полуостров. 1925, 39 л1.
2. Программа экономических вопросов по обследованию промышленности на Кольском полуострове. 1925, 43 л2.
3. Материалы к статье А. Макаренко «Поездка на Терский берег Кольского полуострова» (4 записные книжки). 1925, 127 л3.
4. Материалы по теме: «Рыбные промыслы на Терском берегу, собранные А. Макаренко в 1925 г.». 132 л4.
5. Материалы к теме «Оленеводство Кольского полуострова». 19255.
6. Материалы к теме: «Клейма семейные Терского берега, собранные А. Макаренко в 1925 г.». 71 л6.
7. К вопросу об основных моментах построения 5-летнего плана развития Северного хозяйства (Тез.) 1929, 12 л7
8. Отчет А. Макаренко о поездке на Терский берег Кольского полуострова 1925 г., 3 л8.
9. Материалы к статье А. Макаренко «Поездка на Терский берег Кольского полуострова». 1926, 100 л9.
10. А. Макаренко. «Поездка на Терский берег Кольского полуострова в 1925 г.» 40 л10.
Автором статьи в архиве обнаружено еще одно дело, непосредственно связанное с поездкой А. Макаренко на Кольский полуостров в 1925 г., но не вошедшее в его личный фонд. Это «Опись этнографических вещей, собранных у крестьян Терского побережья Мурманской губ. летом 1925 г.»11. Часть этих вещей находится в фондах Российского этнографического музея.
В составе перечисленных дел содержатся уникальные и не введенные в научный оборот материалы по этнографии терских поморов: описания быта, общинных отношений, системы водопользования, способов рыбной ловли и охоты на морского зверя. Все данные были собраны А. Макаренко по поручению этнографического отдела Государственного Русского музея в ходе полевых работ статистико-экономического отряда НИИ по изучению Севера под общим руководством С.П. Швецова летом 1925 года12.
Основная часть материала фонда посвящена рыбным и звериным промыслам как основным занятиям терских поморов. Дело под названием «Рыбные промыслы на Терском берегу»13 содержит интересную информацию об орудиях лова, промысловом календаре поморов. Перечислены названия тоней (промысловых участков) сел. Умбы и Варзуги. Здесь же собраны и даны объяснения местным словам, употреблявшимся на промысле.
Дело под названием «Путевые записки А. Макаренко периода экспедиций на Кольский полуостров. 1925 г.»14 содержит уникальную информацию о принятых среди терских поморов знаках, обозначавших разный вес. До 30-х гг. XX в. поморы сдавали выловленную рыбу скупщикам, при этом пользовались специальными бирками, на которых зарубками отмечали количество сданной продукции. Поморами была придумана оригинальная система значков, вид и смысл которых отражен в записках А. Макаренко (рис. 1.)15.
[111]
Летом 2000 г. в фондах музея Терских поморов в поселке Умба на Кольском полуострове автором была обнаружена дощечка, содержащая подобные знаки (рис. 2). Расшифровать их не составляло трудности: символы обозначали вес рыбы, равной 18-ти пудам.
Особого внимания в фонде А.А Макаренко заслуживает описание общинных порядков и правил пользования водными угодьями (тонями), которое содержится в незаконченной статье «Поездка на Терский берег Кольского полуострова в 1925 году»16.
Материалы фонда являются ценным источником по истории Беломорья и могут заинтересовать специалистов, занимающихся изучением поморской культуры. Необходима полная публикация статьи А. Макаренко, отрывки из которой мы приводим ниже.
Из статьи Макаренко А. «Поездка на Терский берег Кольского полуострова в 1925 г.»17.
«Общинные порядки при разверстке тонь.
Населению Терского берега, за отсутствием хлебопашества, земельные наделы заменяют промысловые тони — морские, речные, озерные.
Тони играют доминирующую роль в экономике здешнего населения. В них вылавливалось все то, что поступало на собственное пропитание промышленника с их семьями, на удовлетворение всех нужд, на веселье, на содержание школ, уплату налогов, на поддержание церквей, в которых население, главным образом старшего и среднего возраста, ищет удовлетворение своему религиозному чувству. Поэтому население крепко держится за тони, ведет точный количественный и качественный учет тоням, следит затем, чтобы на тонях были бы промысловые избушки и т.п.
Не так давно морские и речные тони составляли общее и нераздельное достояние целых волостей. Население каждой такой волостной земельной общины ведало коллективно и распределяло принадлежащие ему тони на основе общности правовых интересов всех и каждого из сообщественников...»18.
«...Тони ежегодно перераспределялись в целях устранения возможности засиживаться по долгу счастливцам, получившим случайно при жеребьевке лучшие тони. Посезонным наделом достигалось также равномерное распределение между участниками выгод от промысла
К разверстке допускались только ревизские души мужского пола...»19
«...“Мир” в полном составе съехавшихся на деление или в лице выборных представителей отселений и артельных групп является вершителем поставленного на очередь вопроса о дележе тонь, установления правил, которым подчиняются все; он разбивает тони по качеству: к одной хорошей прибавляет среднего качества или поплоше. С выяснением большой или малой уловистости тонь, определяется подлинное их число, могущих поступить в разверстку. Из них составляют пары, делят на число имеющих право участвовать в переделе. Таким путем приблизительно узнают сколько душ посадить на ту или иную пару тонь, приурочивая те пары к средней по уловному качеству. В тот год, о котором идет речь, на каждую пару тонь садили 11 душ; тони бракованные продавались с “набою” (с торгов), а вырученные деньги “дуванились” (делились) подушно между всеми участниками или жертвовались местной церкви.
Исключительные семьи обладали наличием 11 душ мужского пола. Громадному большинству семей, не имеющей этой нормы, приходится объединяться по предварительному соглашению в группы — артели, с учетом составить требуемое количество душ для получения пая в тонях. Такие артели посылают своих доверенных участвовать в жеребьевке. Этот акт совершается «миром» в присутствии также “нацельников” (должностных лиц) — старшины и сельских старост. Жеребьевка установлена двойная: первая — на очередь тянуть «жеребей»; вторая — тянуть самый «жеребей», на который достанется участок с тонями; участки занесены в общий список под порядковыми номерами (с 1–го до последнего).
[112]
Участники в жеребьевке имеют при себе личные «жеребья», заранее подготовленные, и большей частью в виде кусочков от круглого прутика, на них вырезано “клейно” — собственное или именное “родово” в виде давно установленного значка или буквенных инициалов имени и фамилии или одной начальной буквы имени или фамилии владельца означенного “жеребья”. При этом однофамильцы или одноименинники уславливаются вырезать буквы «по-разному», если они утратили свои родовые значки или таковых в их родове совсем не было.
Клейма кладутся каждым в урну или просто в шапку, чтобы “невидко” было другим. По поручению общего собрания, старейшины или кто избранный из среды присутствующих, смешав “жеребья”, “вытягат” из шапки “жеребью” и подает передавали “нацельнику” (начальнику) -старшине. Тот говорит, какое “клейно” на “жеребье” и выкликает его хозяина. Признавший свой “жеребей” записывается “в очередь на жеребья”. Так поступают со следующими, пока не перепишут всех.
После этого приступают к подлинной жеребьевке тоней. Писарь или собственный грамотей пишет на “белетках” номера участков с тонями, поступающими в раздел. “Нацельник”-старшина проверяет наличность “белетков” с числом участков, громким голосом называет тони в номерах... содержащиеся, чтобы слышали все и не говорили “потем зря”, что не все де участки пошли “на жеребья” или в других перетасовали тони по-иному.
“Белетки” старшина кладет в шапку и перемешивает голой рукой, чтобы показать, что “дело чисто”. По листу затем выкликает по порядку только что записанный “в очередь на жеребья”. Очередной подходит к заветной шапке. Она лежит на столе, слегка зажатая рукой старшины. Все замолкли, сознавая решающее значение важного момента. Сам вызванный сосредоточенно-молчаливо тянет из шапки свой “жеребей”, т. е. берет один из “белетков” и передает “нацельнику”. Тот громогласно “сказыват” доставшийся номер участка, а грамотей вычитывает участок, называя поименно его тони и поясняет, на сколько душ он полагается. Билетик этот вручают по принадлежности вынувшему свой “жеребей”. Таким образом, он получил законным порядком, право для промысла на определенных тонях для себя и своей артели. Так проходят все остальные “очередные” и тащат свои “жеребья”, а с ними и надежду на улов семги в “новом году”.
В этом и заключается суть второочередной жеребьевки, она и окончательная: “где и какие тони выйдут, туда и садись” — апеллировать можешь лишь к своей злосчастной судьбе, если тони попадутся “неладны”, т.е. малоуловистые и т. п. Предоставляется уже артели склонить другую артель к обмену участками. Только подобные попытки ни к чему не ведут, ибо хорошими участками никто не обменяется, а плохой никому не нужен.
Факт раздела тоней заносится в “приговор” (протокол)...»20.
«...Участники в жеребьевке расходятся по домам, а дальние разъезжаются по селениям. Их с напряженным нетерпением ожидают свои домочадцы и соартельники. Им они расскажут, что и как было на жеребьевке и какой участок достался артели. Это и есть то конкретно важное и необходимое, на основе чего артельщики договариваются об остальном: сколько и каких сетных орудий лова собрать для постановки на участке, как распределить работу на тонях, какие расходы по оборудованию промысла и ремонту промысловой избушки отнести на артельный счет и в каких долях разложить на каждую паевую душу артели и т. д. Добычу семги сбывают сообща, вырученные деньги делят поровну, сначала на всех гуртом...»21.
«...Эту часть договора заканчивают «весельем» с выпивкой, угощаясь все вместе то у одного, то у другого соартельщик, за его личный счет или за общий. Этот обычай выполняется повсеместно и называется “берега омывать”22».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 250.
2 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 251.
3 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 252.
[113]
4 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 253.
5 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 254.
6 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 255.
7 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 256.
8 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 257.
9 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 258.
10 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 259.
11 РЭМ, ф. 2, оп. 1, д. 190.
12 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 250.
13 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 253.
14 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 250.
15 Там же, л. 20.
16 РЭМ, ф. 6, оп. 1, д. 259.
17 Там же, л. 23.
18 Там же, л. 27.
19 Там же, л. 27–32.
20 Там же, л. 32.
21 Там же.
22 Там же.
Рис. 1. «Плашка» по приему семги. д. Кузрека. |
Рис. 2. Дощечка из музея Терских поморов |
© текст, Филин П.А., 2003
© OCR, HTML-версия, Шундалов И.Ю., 2009