Терский берег

Алымов Василий Кондратьевич, 1883-1937

Статья посвящена особенностям погребальных памятников некрополя становища Гаврилово на Мурманском берегу (ныне поселок не функционирует, находится близ р. Воронья, в 30-40 км к востоку от Териберки). Основной вывод Алымова - поморские надгробные памятники Мурманского берега не следуют христианской традиции, но заимствуют черты дохристианских надгробий, связанных с промысловым культом.

Алымов В.К. Надмогильные памятники поморских рыбаков: Из истории северо-поморской культуры //Карело-мурманский край. - 1929. - № 2 - С.21-22.



Надмогильные памятники поморских рыбаков
(Из истории северо-поморской культуры)

[21]

Исследователь быта беломорско-мурманского промыслового населения, интересующийся всеми сторонами этого быта, блуждая по местам погребения, не может не обратить внимания на своеобразную форму «крестов» поставленных над могилами отошедших в вечность представителей этого населения. Поморское население - русское, предки его в давние времена поселились на берегах Белого моря, по религии - христиане, значительное число из них были представителями «древлего благочестия» , но надмогильные знаки их-это не христианские кресты, это что-то другое, существующее на Севере со времен более далеких, чем времена первоначального появления русских в этих местах. Эти знаки-вероятней всего - остатки былой культуры древнего поморского населения.

Всмотритесь внимательнее в прилагаемый здесь рисунок, на котором изображены образцы деревянных надмогильных знаков, находящихся на кладбище пришлых рыбаков в становище Гаврилове (на Восточном Мурманском берегу). Вы не найдете ничего похожего на обычные кладбищенские кресты, несмотря на то, что эти знаки поставлены над могилами принадлежавших к «христианскому исповеданию» . Внимательно всматриваясь в формы этих знаков, замечаешь, что они являются [22] изображением древних промысловых орудий: гарпунов, «кутил» , стрел, дротиков, копий, т. е. тех орудий, которые употреблялись в охотничьем, зверобойном и рыбном промыслах.

Из №№ 10-13 нашего рисунка, где передана прекрасно сохранившаяся, хотя и несколько стилизованная форма гарпунов, можно убедиться в этом.

Эти надмогильные знаки русского беломорско-мурманского рыбацкого населения, надо полагать, заимствованы им от того древнего населения, которое встретило оно во время прихода своего сюда (к берегам Белого моря).

Знаки эти, водружаемые над могилами, в древности, вероятно, указывали на занятие, которым занимался погребенный при жизни: например, изображение гарпуна говорило, что умерший - морской зверобой или рыбак, наконечник стрелы указывал на занятие охотой. Впоследствии эти знаки превратились в символы, но недалеко уклонились от своего первоначального реального значения. Русское население, пришедшее сюда, бывшее христианским, заимствовав эти надмогильные знаки у древнего местного населения, с течением времени постепенно «христианизировало» их. Христианизация происходила так: в деревянный знак древней формы врезался крест или иконка, как это, например, указано на №№ 3, 4, 6, 8, 10 и др. нашего рисунка; иногда же просто привязывалась иконка, как это я видел в Гаврилове на некоторых знаках. Дальнейшая христианизация «языческого» знака шла уже по пути наибольшего уподобления его кресту (см. № 16 рис).

Древние надмогильные знаки беломорско-мурманских рыбаков

Подтверждение тому, что эти знаки являются изображением орудий промысла и что они первоначально указывали на занятие умершего, можно встретить и теперь. Так, например, находясь в Гаврилове, я поинтересовался у одного старого рыбака-помора узнать, почему на одной свежей могиле поставлен простой «кол». Оказывается, что это не простой кол, а «палтух», т. е. жердь, на которой просушиваются яруса (рыболовная снасть) или сушатся сухие тресковые головы. Умершего рыбака на двух палтухах снесли на кладбище и один из них послужил надмогильным знаком.

Первоначальное промысловое поморское население, вероятно, ставило над могилами промышленников подлинные орудия промысла, а в дальнейшем уже изображения их, или в подлинном виде или в виде более или менее стилизованном.

Существующие надмогильные знаки поморско-мурманского промыслового населения, таким образом, являются живыми страницами из истории былой культуры.

В. Алымов.





© текст, Алымов В.К., 1929

© OСR, HTML-версия, Шундалов И.Ю., 2004


- В библиотеку

- В начало раздела



Hosted by uCoz